В 2020 году была установлена минимальная ставка арендной платы в размере 4750 рублей в год за 1 кв. метр нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы. Предусмотрено, что ставка арендной платы за 1 кв. метр нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, не может быть ниже минимальной, если иное не установлено правовыми актами Правительства Москвы.
- плату за изменение ВРИ – сумму, которая уплачивается собственником земельного участка за смену ВРИ; или
- арендную плату в увеличенном размере за находящийся в госсобственности земельный участок в связи с изменением порядка расчета размера арендной платы за земельный участок после смены ВРИ, выплачиваемой девелопером-арендатором такого участка.
- функционального назначения помещений объекта согласно ГПЗУ;
- общей площади объекта;
- базового стоимостного показателя помещений определенного функционального назначения;
- коэффициентов ренты, доходности земельного участка и местоположения; и
- кадастровой стоимости земельного участка.
- кадастровой стоимости земельного участка после смены ВРИ;
- действующего для измененного ВРИ повышающего коэффициента (чаще всего – 1,5 %); и
- только для земельных участков в пределах ТТК Москвы – показателя плотности застройки (до 80 %).
Разумеется, инвесторы еще до приобретения соответствующей площадки учитывают стоимость изменения ВРИ в финансовой модели планируемого проекта. В результате внесенные изменения негативно повлияют на инвестиционные показатели девелоперских проектов и увеличат стоимость строительства объектов, а значит, и стоимость покупки/аренды недвижимости для конечных потребителей.
Постановлением Правительства Москвы № 2019-ПП от 19 ноября 2020 года (далее – «Постановление № 2019») были скорректированы механизмы расчета связанных с изменением ВРИ платежей для каждого из указанных случаев. Таким образом, изменения различаются в зависимости от того, находится ли застраиваемый земельный участок в частной или государственной собственности.
Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за зе
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
6. Арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3-5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения:
4. В случае если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов).
Постановлением Правительства Москвы от 13 октября 2020 года N 1698-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве». Постановление дополнено пунктом, устанавливающим порядок расчета арендной платы аренды земельных участков, предоставленных для объектов капитального строительства с суммарной поэтажной площадью не менее одного миллиона квадратных метров, планируемых к размещению в рамках реализации одного масштабного инвестиционного проекта. Установлено, что договор аренды земельного участка заключается на срок до 10 лет.
Одновременно сообщаем, что арендная плата по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена, заключаемым без торгов, если иное не предусмотрено нормами действующего законодательства, исчисляется по формуле:
Величина ставки рефинансирования устанавливается в начале того года, когда было подписано соглашение на аренду. Т.е. если соглашение на аренду участка с мая по сентябрь 2016 г. подписывалось в декабре прошлого года, то величина ставки равняется 8.25 процентов – именно такова ставка Центробанка в 2015 г.
Более всего подвержены колебаниям рынка земельные участки, которые находятся в черте города. На стоимость воздействуют объективные факторы (близкое расположение, главных улиц, магазинов), а также нерациональные и субъективные условия. Таковыми считаются «престижность» района, а именно близкое местоположение парков, памятников архитектуры, выделение района, где живут самые обеспеченные граждане.
Постановлением Правительства Москвы от 13 октября 2020 года N 1698-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве». Постановление дополнено пунктом, устанавливающим порядок расчета арендной платы аренды земельных участков, предоставленных для объектов капитального строительства с суммарной поэтажной площадью не менее одного миллиона квадратных метров, планируемых к размещению в рамках реализации одного масштабного инвестиционного проекта. Установлено, что договор аренды земельного участка заключается на срок до 10 лет.
2.1. В случае изменения собственником целевого использования объекта недвижимого имущества или функционального назначения помещения размер арендной платы за земельные участки подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке на основании уведомления.
В случае передачи арендатором арендуемого земельного участка либо его части в субаренду, заключения арендатором земельного участка соглашения об установлении срочного сервитута в отношении арендуемого земельного участка или его части для строительства объектов Московского метрополитена, ставка арендной платы за такой земельный участок либо его часть (в случае передачи в субаренду части земельного участка, заключения арендатором земельного участка соглашения об установлении срочного сервитута в отношении части арендуемого земельного участка) устанавливается в размере, определенном для строительства объектов Московского метрополитена.
2.2(2). Размер арендной платы, начальный размер которой определен в соответствии с абзацем первым пункта 2.2 настоящего постановления, за земельные участки, в соответствии с основными видами разрешенного использования которых предусмотрены строительство и эксплуатация зданий, сооружений, предоставленные в аренду по результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), устанавливается в размере, определенном по результатам проведения аукциона и указанном в протоколе о результатах аукциона.
2.6. В случае если договором аренды ставка арендной платы установлена в размере, не превышающем 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка, то при передаче арендатором арендуемого земельного участка либо его части в установленном порядке в субаренду ежегодная арендная плата за такой земельный участок либо его часть (в случае передачи в субаренду части земельного участка) составляет 2 процента от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка либо его части (в случае передачи в субаренду части земельного участка) на срок действия договора субаренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае передачи арендатором арендуемого земельного участка либо его части в субаренду для строительства и (или) реконструкции линейных объектов и (или) транспортно-пересадочных узлов, строящихся за счет средств бюджета города Москвы в рамках адресной инвестиционной программы города Москвы, ежегодная арендная плата за такой земельный участок либо его часть (в случае передачи в субаренду части земельного участка) не изменяется.
В целях более точного отражения стоимости земельного участка, установленной в результате проведения государственной кадастровой оценки земель города Москвы, в сложившейся ситуации обоснован переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
Закон Московской области № 221/2020-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год»
Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)
2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.
2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.
В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год (далее – земельные участки).
1) в границах города, микрорайона, квартала в размере 20 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;
«Базовый размер арендной платы за земельные участки на очередной финансовый год используется при разработке прогноза консолидированного бюджета Московской области. Этот год стал испытанием для представителей бизнеса, и Правительством Московской области было принято решение не повышать базовый размер арендной ставки в 2021 году, несмотря на то, что прогноз роста инфляции на следующий год составляет 4%. Это сделано в целях поддержания и стимулирования инвестиционной активности в Московской области, а также недопущения увеличения финансовой нагрузки на арендаторов», – отметила министр.
Базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, в 2021 году останется на уровне 2020 года. Соответствующий проект закона Московской области представлен на заседании Мособлдумы министром имущественных отношений Московской области Натальей Адигамовой и принят в трех чтениях.
Законопроект подготовлен Минмособлимуществом в соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений Московской области», определяющим базовый размер арендно й платы, применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году.
Ставка аренды земли в москве на 2021 год
Новые правила вынудят инвесторов пересмотреть свои стратегии по приобретению новых или освоению уже купленных проектов, считает Богданов. С ним согласен и президент ГК «Основа» Александр Ручьев, который отмечает, что для девелоперов увеличение расходов на изменение ВРИ означает рост себестоимости строительства проектов и пересмотр их финансовых моделей. Многие площадки могут оказаться просто нерентабельными, объясняет он.
Опрошенные «Ведомостями» участники рынка опасаются, что новые правила приведут к ухудшению экономики жилых проектов, дополнительным затратам у застройщиков и, как следствие, росту цен на квартиры. Именно девелоперы жилья часто меняют вид использования участков, к примеру, на промышленных территориях, напоминает руководитель «Топ-идеи» Олег Ступеньков. Нововведения значительным образом повлияют на доходность инвесторов, желающих строить жилье, так, в некоторых случаях платеж за смену ВРИ может увеличиться от 2 до 11 раз, говорит управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов. В некоторых случаях расходы за перевод земельных участков под застройку в центре Москвы вырастут в 8–10 раз в зависимости от кадастровой стоимости, соглашается гендиректор We Know Александр Галицын. В абсолютных цифрах стоимость смены ВРИ, к примеру, для земли в старых границах города будет составлять не менее 5000 руб. на каждый продаваемый квадратный метр, подсчитал Перлин. А ближе к центру Москвы, по его словам, расходы могут быть и 30 000 руб. за 1 кв. м. Он напоминает, что на ВРИ приходится, как правило, 10–15% от инвестиционной стоимости проектов.
Мэр Москвы Сергей Собянин 19 ноября подписал постановление, меняющее условия взимания платы за смену вида разрешенного использования (ВРИ) и аренду земли на территории города. В документе сказано, что в случае изменения функционального назначения участка к текущей формуле расчета стоимости этой услуги будет применяться повышающий коэффициент в зависимости от его месторасположения: 8 – для новой Москвы и 2 – для всех других территорий города. «Другими словами, стоимость изменения ВРИ теперь увеличивается в 2 раза за участки в пределах МКАД и в 8 раз – за земли в новой Москве», – объясняет партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко. Кроме того, согласно постановлению меняется и формула расчета ставок аренды участков, предназначенных для индивидуальной жилой застройки, строительства гаражей и т. д., добавляет руководитель направления «Коммерческие споры» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. По его расчетам, в зависимости от категорий недвижимости стоимость аренды может вырасти в несколько раз. Согласно постановлению теперь общая плата за участок будет зависеть еще и от района Москвы: чем ближе к центру города, тем дороже, добавляет гендиректор «СМУ-6 инвестиции» Алексей Перлин.
Богданов ожидает, что сделки по покупке участков могут быть на какое-то время заморожены. Ухудшение экономики усложнит привлечение проектного финансирования на строительство новых жилых проектов, уверяет Перлин, добавляя, что в этом случае реализация проектов с невысокой маржинальностью будет просто невозможна. Это особенно касается промышленных территорий, которые теперь сложнее будет застраивать жильем, соглашается Ступеньков. Пересмотр многих жилых проектов скажется на сроках их строительства, а это может послужить причиной появления новых обманутых дольщиков, признает даже один из чиновников мэрии Москвы, чье подразделение не участвовало в разработке нового постановления.
Стимулировать инвесторов вкладывать в отдельные объекты, предоставляющие рабочие места, будет не так уж и просто, считает Богданов. Массового строительства бизнес-центров и производственных комплексов, по его словам, в сегодняшних реалиях, когда существует избыток офисных площадей, вызванный пандемией коронавируса и переводом многими компаниями своих сотрудников на удаленку, не будет. Впрочем, он полагает, что в этом случае выходом из положения станет создание многофункциональных центров, которые будут включать в себя как жилье, так и офисы, торговлю или даже объекты легкой промышленности.
Земельный налог в 2021 году для физических лиц
Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).
В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.
Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.
- НБ — налоговая база, определяется из ходя кадастровой стоимости земельных участков;
- Д — размер доли, при долевой собственности;
- НС — налоговая ставка;
- К — коэффициент времени владения участком (при этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа).
Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2018 года за 385 000 рублей. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь).
В Москве повысилась плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка – что необходимо знать инвестору
С 19 ноября 2020 года применяется скорректированный механизм расчета платы за изменение вида разрешенного использования (далее – «ВРИ») земельного участка, которая может подлежать выплате в Москве частным собственником или арендатором публичного земельного участка (за исключением участков в федеральной собственности). Утверждение нового порядка расчета привело к существенному повышению платы за изменение ВРИ.
По общему правилу изменение ВРИ как собственником земельного участка, так и его арендатором осуществляется бесплатно. Однако для Москвы законодательством предусмотрено исключение в виде необходимости вносить плату за изменение ВРИ на другой вид, допускающий строительство и(или) реконструкцию объекта.
- функционального назначения помещений объекта согласно ГПЗУ;
- общей площади объекта;
- базового стоимостного показателя помещений определенного функционального назначения;
- коэффициентов ренты, доходности земельного участка и местоположения; и
- кадастровой стоимости земельного участка.
- кадастровой стоимости земельного участка после смены ВРИ;
- действующего для измененного ВРИ повышающего коэффициента (чаще всего – 1,5 %); и
- только для земельных участков в пределах ТТК Москвы – показателя плотности застройки (до 80 %).
Постановлением Правительства Москвы № 2019-ПП от 19 ноября 2020 года (далее – «Постановление № 2019») были скорректированы механизмы расчета связанных с изменением ВРИ платежей для каждого из указанных случаев. Таким образом, изменения различаются в зависимости от того, находится ли застраиваемый земельный участок в частной или государственной собственности.
Методика расчета арендной платы за земельный участок
Кадастровая оценка, выполненная государственными ведомствами, обязательна для всех земельных участков. Именно при ней учитывается много важных факторов, которые оказывают влияние на конечную цену аренды участка. Зачастую кадастровая цена становится рыночной стоимостью.
Величина ставки рефинансирования устанавливается в начале того года, когда было подписано соглашение на аренду. Т.е. если соглашение на аренду участка с мая по сентябрь 2016 г. подписывалось в декабре прошлого года, то величина ставки равняется 8.25 процентов – именно такова ставка Центробанка в 2015 г.
Более всего подвержены колебаниям рынка земельные участки, которые находятся в черте города. На стоимость воздействуют объективные факторы (близкое расположение, главных улиц, магазинов), а также нерациональные и субъективные условия. Таковыми считаются «престижность» района, а именно близкое местоположение парков, памятников архитектуры, выделение района, где живут самые обеспеченные граждане.
Следует учитывать, что арендовать землю у государства и у частного лица – это две разные вещи. Представители власти, когда выполняют расчет арендной платы за земельный участок, учитывают объективные параметры его ценности: месторасположение, целевое назначение, собственные планы на него. Методика расчета арендной платы у частного лица или компании может содержать субъективные методы: «популярность» участка, коммуникационную оснащенность, свои личные аппетиты.
Значительную объективность во время рыночной оценки выполняют общие ожидания граждан. Если есть надежды, что повышение экономики государства будет расти, то будет увеличиваться спрос на земельную застройку предприятиями. В результате повысится и стоимость аренды.
Арендная плата за землю в москве и порядок ее определения в 2021 году
Преждевременное прекращение действия соглашения может быть достигнуто в случае нарушения установленных правил использования территориального надела или при допущении плательщиком просрочки выплат. Земля используется только по целевому назначению, определяемому сторонами сделки в рамках основного документа.
Аренда земли является гражданской правовой сделкой. Поэтому регулирование земельных отношений осуществляется не только Земельным кодексом, но и Гражданским. Основные положения об арендной плате (далее – АП) содержатся в ст. 614 ГК РФ. Согласно указанной статье АП есть не что иное, как плата за пользование имуществом, которая выражается в:
Под арендой понимается передача имущественных ценностей на временной основе и за определенную плату. Земельные участки могут быть оформлены в аренду на минимальный срок до 1 года, а максимальные временные рамки составляют 9 лет. Нормативы, прописанные в действующем Земельном Кодексе РФ, гласят, что заинтересованные категории граждан должны обязательно выплачивать определенную сумму средств за пользование.
- личное обращение в уполномоченный орган исполнительной власти, где на руки заинтересованному лицу выдается выписка с актуального лицевого счета;
- личная проверка того, как производится оплата аренды земельного участка через Интернет – для этого нужно перейти на официальный портал государственных услуг, где можно узнать и задолженность;
- обращение в режиме онлайн на официальный сайт территориального органа исполнительной власти;
- получение уведомления от фактического арендодателя, которое может содержать в себе сведения о начислении пени за просрочку – данная возможность должна быть в обязательном порядке прописана в договоре.
- переезда и перехода по территории участка (например, доступ для граждан к общедоступному водному ресурсу, если участок является основным препятствием);
- произведения ремонтных работ на земельном участке (например, замена труб или починка линий электропередач);
- установки различных дорожных знаков на земельном участке, а также обеспечение подъезда к ним;
- извлечения важных ресурсов из водных объектов;
- осуществления дренажных работ;
- перегона животных сельского хозяйства через арендованный участок;
- скоса сена или выпаса животных в определенные сроки, когда это необходимо по местным правилам;
- осуществления робот для исследования в ограниченное время;
- пользования территорией для разведения рыб, охоты или рыбалки.
Расчет арендной платы земельного участка
К примеру, говоря о первом показателе, земли сельскохозяйственного назначения, расположенные на юге РФ будут стоить дороже, чем аналогичные участки на севере страны. Для промышленных территорий огромное значение будут иметь ближайшие населенные пункты. Так, допустим, земли под Москвой стоят дороже, чем участки в Пермском крае.
Земельные участки, расположенные в городской черте, более подвержены рыночным колебаниям. На цену здесь будет влиять инфраструктура (близость магазинов, поликлиник и т.д.), а также совершенно нерациональные критерии. Например, таким показателем можно назвать «престижность».
При аренде земли у частного лица получение льгот невозможно. Но даже без принадлежности к льготной категории граждан максимально возможная ставка при аренде у государства или муниципалитета составляет 2 %. Иначе говоря, снимать участок у государства выгоднее, чем у частного собственника или организации.
Гораздо объективнее рыночная оценка определяет цену аренды земли сельскохозяйственного и промышленного назначения. Однако и тут нельзя сказать однозначно. С увеличением активности предпринимателей в отношении застройки или развития сельхоз бизнеса повышается и цена за аренду земельных участков.
- 0,01 % – для лиц, относящихся к льготной категории в рамках налогообложения;
- 0,6 % – для участков, предназначенных под ведение подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или сельскохозяйственных нужд;
- 1,5 % – для земли под строительство промышленных, жилищных и других объектов;
- 2 % – если земля арендуется для добычи полезных ископаемых.
Что дешевле, аренда или собственность на землю? Надо помнить, что собственники платят установленные государством и органами местного самоуправления налоги, а арендаторы оплачивают арендную плату в соответствии с условиями договора. Размеры арендной платы зависят от характеристик участка: вида целевого назначения, расположения, физических свойств и т. д. Общая сумма определяется площадью и ставками за единицу с учетом местных коэффициентов. Как правило, размеры арендной платы выше земельного налога.
Суть любой аренды – получение пользовательского эффекта, в связи с чем в договоре должно четко прописываться цель данного юридического действия. Это требования пока не указывается в документах, но проблему стороны могут устранить самостоятельно во время согласования конкретных условий документа. Отдельно рассматривается вопрос заключения договоров аренды без указания сроков. Но понятие «бессрочной» аренды противоречит природе коммерческих отношений, подходить к заключению таких договоров следует очень внимательно и при возможности в кратчайшие сроки изменять условия пользования земельными участками.
Отдельно понятия «бессрочная аренда» в действующем законодательстве РФ не существует. Условия аренды принимаются в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства. А в ч. 2 ст. 610 ГК РФ предусматривается возможность не определять конечный срок аренды, то есть, передавать на неопределенное время. Именно этот вариант принято считать бессрочной арендой. В земельном кодексе РФ нет нормативного определения бессрочной аренды, земли государственной или муниципальной собственности могут передаваться на определенное, неопределенное время, пользование или в собственность.
Если необходимо приватизировать участок земли, находящийся в аренде на неопределенный срок, то алгоритм изменения собственника прописан в ЗК РФ. Окончательное решение принимается местными исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления, имеющими право принимать такие решения (ст. 9–11 ЗК РФ).
Важно помнить, что законодательство не дает определения бессрочной аренды с правом наследия. Свой алгоритм существует только у земель, предоставленных в право пожизненного владения с возможностью наследия. Если земля выделялась под ведение личного подсобного хозяйства, строительства, садоводства, то наследники имеют право подавать заявление и на регистрацию такой земли в личную собственность на основании пункта 9.1 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ. От местных властей не требуется принятия отдельного решения, все происходит в автоматическом режиме.