Численность и миграция населения Российской Федерации
Настоящий бюллетень подготовлен по материалам годовых статистических разработок и содержит сведения о численности населения, общих итогах миграции населения по Российской Федерации, ее субъектам, районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, районам проживания коренных малочисленных народов Севера, зонам радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о вынужденных переселенцах и беженцах, а также данные о численности участников Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Статистика миграции по данным Росстат
Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.
Наибольшие показатели по выбытию в государства ближнего зарубежья продемонстрировала Украина — 122954 человека в 2018 году. Затем с большим отрывом идут Казахстан — 45625 человек и Таджикистан — 36901 человек. Среди стран дальнего зарубежья лидирующие позиции по выезду из РФ удерживали Китай (7544), Северная Корея (6038), Индия (5217) и Германия (5209).
- Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
- Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
- Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
- Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).
Однако, общий миграционный прирост достигается только за счёт приезжих из стран СНГ. Со государствами дальнего зарубежья миграционная убыль для России за 2018 год составила 4222 человека. В Россию из стран этой категории прибыло 54961 человек, а убыло из нашей Родины в государства вышеуказанной категории 58913. Это говорит о том, что россияне продолжают стремиться выехать за рубеж.
Заметно, что показатель миграционного прироста в 2018 году заметно снизился. Например, в 2016 году он равнялся 261.948 человек, в 2017 — 211.878 человек. Главными причинами этого явления надо считать сокращение потока с Украины (13776 человек в 2018, против 178274 в 2016) и массовое возвращение украинцев из России (122954 человека в 2018, против 59455 в 2016 году).
Постулат о том, что каждый человек стремится к лучшей жизни, давно и прочно вошел в сознание людей. И мало кого сегодня можно удивить эмигрантскими настроениями. Согласно статистике, приведенной исследователями из США, каждый пятый россиянин видит себя жителем другой страны и готов собирать чемоданы. Конечно, существует множество причин, которые заставляют потенциальных мигрантов думать, что за границей им будет намного лучше.
Выбирая место для переезда, абитуриенты смотрят не только на то, есть ли в городе крупный вуз, но и на экономическую ситуацию в регионе: чтобы потом можно было остаться и найти здесь же хорошую работу. Кроме того, ученые делают вывод, что поступление в вуз — это удачный повод получить первый опыт миграции в молодом возрасте с наименьшими издержками.
По статистике, россияне уезжают работать в другие регионы не из-за того, что мало платят, а из-за того, что не платят вообще: в родном регионе трудно найти работу. Размер зарплаты в регионе никак не связан с числом выезжающих трудовых мигрантов. Но при этом чем выше среднее время поиска работы, тем больше людей отправляются на заработки в другие регионы. Если дома можно хоть куда-то устроиться, человек, скорее всего, никуда не поедет.
В 2021 году статистикой был зафиксирован очередной всплеск эмиграционной волны. Но если до 2021 года данные говорили о том, что, в основной массе, из страны уезжают лица, недовольные политическим режимом, считающие беженство единственным способом обезопасить себя от преследования властей, то с 2021 года в число выехавших за рубеж мигрантов все чаще входят учителя, инженеры, ученые, а также работающая молодежь до 24 лет.
Ранее после узбеков и таджиков тройку лидеров формировали киргизские граждане. Но их начиная с 2021 года потеснила Украина, которая и сегодня находится на третьем месте по числу приехавших в Россию жителей. Правда, из более миллиона прибывших украинцев только 347 272 миграционной целью указали трудоустройство.
В целом стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда в России в 2021 г. проявилось отчетливее (табл.4), и хотя итоговое число оформленных документов все еще в два раза ниже уровня 2014 г., оно превысило показатель 2021 г. По-видимому, мигранты понемногу адаптируются и к новым миграционным правилам (введенным в 2015 году, в частности, речь идет о замене разрешений на работу патентами для мигрантов из безвизовых стран, и к новой экономической реальности, чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В то же время многие регионы Приволжского федерального округа продолжают терять население, как и регионы Европейского Севера, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Из последнего в предыдущие три года в среднем выезжали по 20 тыс. человек, отмечается в докладе. Не исключено, что в будущем миграционная убыль населения Дальнего Востока прекратится, отмечают исследователи, но пока в масштабах страны они продолжают оставаться периферией.
Прирост за счет международной миграции распределяется по регионам равномерно, в то время как внутренняя межрегиональная миграция способствует концентрации населения в небольшом и достаточно постоянном числе наиболее привлекательных регионов, повторяя тренды предыдущих лет . В I квартале 2021 г. регионов с суммарным положительным миграционным балансом было 36 (из них во внутрироссийской миграции имели прирост 16), в I квартале 2021 г. их число сократилось до 32 (15, соответственно).
На 1 июня 2021 г. на руках у трудовых мигрантов находилось 1,7 млн действительных разрешительных документов для работы (разрешений на работу и патентов), еще почти 1 млн имели право работать без таких документов (граждане стран ЕАЭС). Таким образом, около 64% всех иностранных трудовых мигрантов имели потенциальную возможность трудиться легально (это чуть выше уровня прошлого года – на 3%).
К 2021 году потенциал роста численности иностранного контингента из стран ЕАЭС практически исчерпан, единственное исключение – это Киргизия: выходцев из этой страны становится все больше, они уже пятые по численности среди всех стран СНГ. Как и ожидалось, постепенно снижается численность граждан Украины (часть — получает российское гражданство, часть – возвращается домой или переориентируется на другие направления трудовой миграции). Медленно начинают расти объемы временной миграции из Узбекистана и Таджикистана, но до уровня 2014 г. еще далеко.
Узбекистан продолжает лидировать по количеству мигрантов в России
Больше всего трудовых мигрантов принимает Москва, где с начала года зарегистрированы 1 млн 249 тыс. 664 трудовых мигранта. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 718 тыс. 567 человек, в Московской области — 343 тыс. 508 человек, в Свердловской — 100 тыс. 485 человек.
Узбекистан в 2018 году по-прежнему лидирует по количеству мигрантов в РФ. С января по сентябрь 2018 года в Россию въехали более 3 млн 400 тысяч граждан этой республики, из них с рабочими целями — 1 млн 573 тыс. 791 человек. Такова статистика Федерации мигрантов России, которую публикует портал Podrobno.Uz.
Трудовые мигранты, стремящиеся в Москву из-за высоких зарплат, предпочитают селиться в Московской области из-за более низких цен на жилье, поэтому, как считают эксперты, не требуют от городского бюджета значительного повышения расходов на социальную сферу, а только улучшают финансовое положение города и обеспечивают ему высокий кредитный рейтинг и позитивный прогноз.
В 2017 году российский бюджет получил от мигрантов более 160 млрд рублей (почти $ 2,8 млрд). Бюджет Москвы в 2017 году мигранты пополнили на 15,7 млрд рублей ($ 277 млн по тогдашнему курсу). В октябре 2018 года мэр Москвы сообщил, что доходы города от легальных трудовых мигрантов выросли и к концу года превысят 16 млрд рублей ($ 245,2 млн по текущему курсу).
Следует отметить, что количество трудовых мигрантов из Киргизии, въехавших в Россию с начала 2018 года, по сравнению с 2017 годом уменьшилось почти вдвое. По общему числу принятых трудовых мигрантов она заняла четвертое место с показателем 247,6 тысячи человек, но за 2017 год из этой республики приехали на работу в Россию 472 тысячи (цифра из доклада Центра стратегических разработок). 1,5 млн человек тогда приехали в РФ из Узбекистана, 780 тысяч — из Таджикистана.
Сколько мигрантов в России
Задавая вопрос о том, сколько мигрантов в России, нужно уточнить важный момент: кого именно мы так называем? Дело в том, что в российской правовой системе нет четкого определения этого понятия. В Конституции РФ употребляются исключительно термины «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Однако и в СМИ, и в юридической, и в бюрократической сфере именно слово «мигрант» чаще всего фигурирует для обозначения иностранных работников, длительное время находящихся в России.
Если верить сводке основных показателей деятельности МВД по миграционной ситуации в РФ, в период января-мая 2020 года на миграционный учет было поставлено 4 546 978 иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако, как все мы знаем, на миграционный учет ставят всех иностранцев, прибывающих в РФ. В эту цифру входят и туристы, и командированные, и прибывшие на лечение. Мы же хотим узнать сколько в России мигрантов.
Согласно данным Росстата за 2019 год, в РФ чаще всего едут граждане Украины (161351 человек) . На втором месте — Таджикистан (89 553), на третьем — Казахстан (86311). Далее в порядке убывания следуют: Армения (71 984), Узбекистан (60 796), Киргизия (53 810), Азербайджан (34 619) и Молдова (26 513).
Если говорить о полученных РВП, то за первые 5 месяцев 2020 года их было выдано 60 413. Количество выданных ВНЖ составило 103 023. В прошлом году эти цифры выглядели как 98 221 и 77 755 соответственно. Можно заметить, что выдача ВНЖ в 2020 году стала масштабнее, несмотря на пандемию. Ниже приведена сравнительная таблица по годам:
Так как рассмотрение заявлений о выдаче РВП, ВНЖ и гражданства происходит в течение нескольких месяцев, данные в таблице отражают больше ситуацию до пандемии. То есть в январе-мае получали ответы те, кто подал документы в сентябре 2019 — январе 2020, а в случае с гражданством еще раньше. А вот последствия пандемии отразятся на статистике начиная с августа 2020.
Россиян заменили гастарбайтерами: шокирующая статистика трудовой миграции из Средней Азии
В последнее время в России возникла серьезная проблема, мешающая динамичному развитию экономики, — дефицит рабочей силы. О ней все громче говорят и правительственные чиновники, и независимые эксперты. Во многом эта проблема связана с демографическими процессами, быстро переломить которые просто невозможно. Один из простых и очевидных способов решения этой проблемы — привлечение трудовых мигрантов. Однако этот способ, решая одну проблему, тянет за собой множество других — и не только экономических, но и социальных, бытовых, религиозных и даже геополитических. Какую роль играют приезжие работники в российской экономике, являются ли они для нее спасением или наказанием, выясняет «МК».
В России, по оценкам экспертов, примерно 10% рабочей силы составляют мигранты. С 1991 года миграционный прирост населения превысил 10 млн человек, что существенно компенсировало начавшийся в 1990-х годах демографический спад. Однако за 25 лет значительно снизился образовательный уровень прибывающих мигрантов, что, впрочем, не было проблемой для текущих нужд экономики: ей требовалась низкооплачиваемая рабочая сила, которой и стали менее образованные мигранты. «Поскольку специфика отечественного рынка труда проявляется в широкой распространенности низкооплачиваемых рабочих мест, мы начинаем проигрывать глобальную конкуренцию за человеческий капитал мигрантов», — говорится в масштабном исследовании Центра стратегических разработок «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения». Как отмечается в докладе ЦСР, до 2000-х годов преобладала репатриационная модель миграции в Россию (переселение соотечественников на историческую родину), а в начале тысячелетия она изменилась на экономическую (трудовую), то есть временную, и достигла значительных масштабов. В течение каждого года на территории страны пребывало от 10 до 12 млн временных мигрантов, из них большую часть составляло трудоспособное население (от 5 до 7 млн человек). Единовременно в России пребывает примерно 4 млн трудовых мигрантов, в зависимости от сезона цифра колеблется от 3,7 млн до 4,1 млн.
«В какой-то степени мигранты являются индикатором социально-экономического состояния принимающей страны: при бурном развитии трудовая миграция растет, в России она в последние годы, скорее, сокращается, что свидетельствует о застое. Сюда по-прежнему в больших количествах едут мигранты, но не потому, что здесь хорошо: едут те, кому некуда деться. В основном это выходцы из Средней Азии, а доля украинцев, молдаван падает, поскольку они переориентировались на другие рынки — Польшу и ближайшие европейские страны. А здесь они работали. Когда были более высокие зарплаты», — отмечает в беседе с «МК» один из авторов доклада ЦСР, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская.
Поэтому России нужна четкая миграционная политика, которая корректировала бы потоки рабочей силы в пользу нашей страны. Однако позиция властей по поводу трудовых мигрантов не совсем прозрачна и понятна. Например, начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Ольга Кириллова не так давно заявляла, что внешняя трудовая миграция необходима для российской экономики. А вице-премьер Ольга Голодец говорила, что число мигрантов на рынке труда в России должно уменьшаться с учетом потребностей экономики.
Для семей мигрантов эти переводы жизненно необходимы, но получается, что сами эти страны в какой-то степени паразитируют и не развиваются: трудоспособное население уехало за рубеж (в данном случае — в Россию), двигать мотор экономики некому. Например, из Кыргызстана и Таджикистана в РФ на заработки перебралась шестая часть трудоспособного населения. «Из-за убывающей рабочей силы тормозится экономическое развитие стран, которые они покидают. При этом поступающие от мигрантов деньги идут на потребление (помощь семьям), а не вкладываются в бизнес или производство с новыми рабочими местами. То есть мигранты, заработавшие в России, в большинстве случаев не возвращаются в свою страну, чтобы, например, начать там свое дело», — говорит Юлия Флоринская.
Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.
- Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
- Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
- На 20% снизилась квота для иностранных работников;
- Стал обязательным полис ДМС;
- Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
- Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
- В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
- Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.
Кстати. Миграционная ситуация все время изменяется. В настоящее время в России больше иммигрантов, чем тех, кто покинул ее для поисков лучшей жизни за пределами страны. Но специалисты, в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, прогнозируют увеличение эмиграционной волны уже в ближайший год.
- Личная безопасность и безопасность семьи;
- Медицинское обслуживание в доступной форме;
- Возможность получения образования;
- Наличие работы и средств к существованию;
- Наличие жилья или возможность его приобретения;
- Доступность необходимых для качественного питания продуктов.
Согласно данным статистики пирамида численности населения будет иметь такой вид.Как видно из графика, больше всего в России мужчин и женщин, возрастом от 30 до 34 лет. В большинстве стран основным репродуктивным возрастом для женщины считается период с 20 до 29 лет, а по графику мы видим, что таковых всего 2,3% (с 20 до 24) и 3,3% (с 25 до 29 лет).
Тенденции трудовой миграции в Узбекистане
При росте числа экономически активного населения Узбекистана растет и число выезжающих за рубеж в поисках работы. Интересным является тот факт, что соотношение этих двух чисел остается почти неизменным в пределах 10%-11%. Иначе говоря, каждый десятый экономически активный узбекистанец ежегодно выезжает из страны в поисках работы. За исключением данных за 2018 год (4,1 млн. чел.), где присутствует большая погрешность в статистических данных.
Тогда как число узбекистанцев, выезжающих в Россию в поисках работы, колеблется от 850 тыс. до 1 млн. человек в год, поток аналогичной миграции в другие страны показывает неуклонный рост. В 2018 году доля переводов из России снизилась на 2%, а доля остальных стран в общей сумме денежного потока увеличилась.
Эта цифра не означает общее число трудовых мигрантов из Узбекистана, находящихся за рубежом. Для оценки этой цифры обратимся к статистике самого популярного направления трудовой миграции. По сведениям МВД и Центрального банка РФ за последние 3 года, ежегодно в России на миграционный учет становится около 4 млн. граждан Узбекистана. Причем, примерно половина из них въехали в Россию с целью “работа”.
Отдельного внимания заслуживает динамика денежных переводов из России в Узбекистан. Общая сумма переводов состоит из сумм, отправленных резидентами-гражданами России и нерезидентами-гражданами Узбекистана. Как видно из графика, подавляющую большую часть денег отправляют граждане Узбекистана (нерезиденты). Динамика за последние 10 лет показывает, что с 2009 по 2013 год общая сумма денежных переводов неуклонно росла и достигла 6,69 млрд. долларов в год. Затем, в течение последующих 3 лет снизилась до 2,74 млрд. долларов. Основной причиной тому является экономический кризис в России и резкая девальвация российского рубля в 2014 году. Начиная с 2016 года, сумма ежегодно отправляемых переводов из России в Узбекистан восстановилась только до уровня 4 млрд. долларов.
Исключением является число выезжавших узбекистанцев в Казахстан, которые отмечены в официальной статистике Узбекистана, как указавшие цель поездки – “Работа”. В 2018 году таких оказалось 3,5 млн. человек. Для трудового рынка Казахстана с населением около 18 млн. чел – это просто “невероятная” цифра. По всей видимости, подавляющее большинство этих людей пересекали границу с другой целью, а реальное число трудовых мигрантов, выехавших в Казахстан, намного меньше. Судя по тому, как сумма денежных переводов из Казахстана в Узбекистан увеличилась на 28% по сравнению с 2017 годом, полагаем, что число трудовых мигрантов составило в пределах от 650 тыс. до 800 тыс. человек. Возможно, такая же погрешность существует по количеству узбекистанцев, выехавших для работы в США и Турцию, но по этим странам также наблюдается реальный рост денежных переводов в 2018 году в пределах 30%.
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Построение уравнения тренда и линии тренда на основании данных ряда динамики на графике указывает направление изменения показателя – рост числа прибывших. Величина достоверности аппроксимации ( R 2 ) является достаточно высоким, что показывает высокий уровень точности моделирования временного ряда.
В 2015 году по сравнению с базисным годом число прибывших возросло на 406961 человек, на 212,34%, что является самым высоким приростом в сравнении с 2010 годом. В то же время абсолютный прирост в 2015 году составил всего 1,32 % и в дальнейшем оставался на низком и даже отрицательном уровне.
Поскольку резкое изменение числа мигрантов коснулось в основном выходцев из Украины и Узбекистана, то было построено у равнение тренда числа прибывших в РФ из стран СНГ (без Украины и Узбекистана) с 2010 по 2018 гг. (степень достоверности аппроксимации 0,857):
Число прибывших из стран дальнего зарубежья за период с 2010 по 2018 гг. имело небольшое изменение в динамике (увеличивалось в среднем на 3633 за год). В структуре общего количества прибывших мигранты из стран дальнего зарубежья составляют от 9,7 до 12,9% в анализируемом периоде. Для модели (3) R 2 =0,496, но с учетом того, что средней ежегодный прирост составляет порядка 10 %, ее также можно использовать для прогноза.
По-видимому, во многом резкое изменение числа мигрантов из ряда стран СНГ связано с тем, что с 01.01.2015 г. для граждан стран СНГ, не входящих в Таможенный союз (Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана), въезд в РФ возможен только по загранпаспорту (без визы) [3].
Росстат объяснил аномальный рост притока мигрантов новым подходом к сбору статистики
О том, что миграционный прирост населения России резко увеличился в начале 2019 года, сообщили ведущие научные сотрудники РАНХиГС Никита Мкртчян и Юлия Флоринская в июльском выпуске обзора «Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития». Число прибывших в первом квартале 2019 года было наибольшим за все последнее десятилетие, а динамика по сравнению с предыдущими годами выглядит «аномальной», подчеркивали исследователи. Первым на публикацию обратил внимание РБК.
Росстат объяснил происходящее тем, что МВД стало предоставлять более полные статистические данные. С 1 января 2019 года вместо листков статистического учета прибытия и выбытия приказом Росстата были введены новые формы федерального статистического наблюдения, напомнило РБК статистическое ведомство.
В январе-апреле прирост составил 98 тысяч человек, тогда как в январе-апреле 2018 года — 57,1 тысяч. Рост был полностью обеспечен увеличением числа прибывших в страну — 218,6 тысячи против 177,3 тысячи за соответствующий период прошлого года. При этом число выбывших практически не изменилось, следует из данных Росстата.
Новая форма отчетности, о которой напомнил Росстат, предписывает органам МВД передавать информацию о мигрантах в органы статистики. Иными словами, была создана нормативно-правовая база и учет стал более полным, пояснила РБК заведующая лабораторией экономики народонаселения экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских.
Также увеличение числа мигрантов за январь-апрель 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло за счет тех, кто получил в России временную регистрацию, тогда как миграция в пределах страны, напротив, сократилась, сообщил Росстат. Большая часть из временно зарегистрированных в России получили регистрацию на срок от девяти до 12 месяцев, поэтому к концу 2019 — началу 2020 года можно ожидать роста числа тех, кто Россию покинет, указывает ведомство. А за январь—май 2019 года ситуация с числом мигрантов по сравнению с прошлым годом осталась без изменений, добавили в ведомстве.
Согласно приказу УВД по разным округам Москвы, полицейские не должны возбуждать административные дела в отношении граждан Таджикистана, если они попались за нарушения миграционного законодательства в Москве.Теперь мигрантам нужно будет заплатить еще 1 дополнительную госпошлину в размере от 600 до 1000 рублей.
Новое постановление никаким образом не отразилось на трудоустройстве узбеков в России. Ранее для трудоустройства гражданам Узбекской Республики необходимо было оформлять разрешение на работу или патент. Но стоит заметить, что для получения этих документов при пересечении российской границы и заполнении миграционной карточки в графе цель поездки стоит указывать «рабочий визит».
- США;
- Канада;
- Австралия;
- Германия;
- Финляндия;
- Грузия;
- Израиль;
- Великобритания;
- Чехия;
- Норвегия;
- Испания;
- Новая Зеландия;
- Швейцария;
- Турция;
- Корея;
- Эстония.
- Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
- Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
- На 20% снизилась квота для иностранных работников;
- Стал обязательным полис ДМС;
- Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
- Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
- В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
- Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.
Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.
Мигранты из центральной азии в россии статистика 2021
Доклад, несомненно, увеличивает знание о процессах трудовой миграции в регионе Центральной Азии. Однако с некоторыми положениями и выводами авторов трудно согласиться. В частности, они сетуют на то, что в рамках Евразийского экономического союза «мало внимания уделяется проблеме фактической интеграции рынков труда в Российской Федерации и Казахстане, с одной стороны, и менее богатых стран Центральной Азии, с другой». Однако здесь уместно заметить, что из центральноазиатских государств только Кыргызстан имеет членство в ЕАЭС, который сам существует с 2015 г. Процесс создания единого регионального рынка труда требует серьезного законодательного сопровождения, гармонизации национальных законодательств участников в области трудового права, социальных прав работников, пенсионного обеспечения. В настоящее время эта работа ведется в ЕАЭС на межгосударственном уровне. А тот факт, что граждане присоединяющихся к ЕАЭС стран сразу же получают право на свободное трудоустройство в других странах-участницах (в отличие от Европейского союза, где граждане вновь вступивших государств получали это право через несколько лет после официального вступления), свидетельствует о признании уже сложившейся фактической интеграции рынков труда постсоветских государств.
— Существующий в России разрыв между мигрантами и немигрантами связан даже не с разницей между странами, а с разницей между городом и селом. Многие мигранты приезжают из сельской местности. Они могли не бывать в столице своей страны, но сразу приезжают в Москву. И она для них становится первым городским опытом.
Однако в 2015 году объемы миграции и миграционные настроения вернулись на прежний уровень, рассказала заведующая ЛССИ НИУ ВШЭ Татьяна Карабчук. Россия сегодня абсолютный лидер среди принимающих стран как по объемам миграции из ЦА, так и по положительным миграционным настроениям.
Данная классификация была сопоставлена с классификацией стран по результативности трудовой миграции. Государства-«радикалы» с точки зрения соотношения трудовой миграции неоднородны: Россия и Казахстан в большей степени принимают мигрантов, а Киргизия преимущественно отдает трудовых мигрантов за границу. Согласно проведенным в России расчетам, въезд трудовых мигрантов (трудовая иммиграция) превышает выезд (трудовую эмиграцию) примерно в 34 раза, а в Казахстане – в 98 раз. В Киргизии соотношение обратное: выезд трудовых мигрантов преобладает над въездом и составляет 27:1. В «промежуточную» группу можно отнести Таджикистан: там трудовая эмиграция превышает иммиграцию в 600 раз! Среди «консерваторов» миграционными донорами являются Узбекистан и Туркмения (Рисунок 1).
В январе 2015 г. в России ввели обязательные тесты по русскому языку и истории для всех потенциальных трудовых мигрантов, после чего найти работу им стало еще труднее, заявила юрист общественного объединения «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезим» Лилия Халиулина из Шымкента.
Среди поставленных на учет по месту пребывания в январе-июне 2020 года преобладали иммигранты из Узбекистана (1786 тысяч человек, или 35%) и Таджикистана (976 тысячи человек, или 19%). Заметно меньше было поставленных на учет по месту пребывания иммигрантов с Украины (397 тысячи человек), из Киргизии (372), Казахстана (197), Армении и Азербайджана (по 180), Китая (150), Белоруссии (151) и Молдавии (112 тысяч человек). Число иммигрантов из других стран, поставленных на учет по месту пребывания, не достигало 40 тысяч.
В 2019 году на постоянное жительство или длительное пребывание в Россию прибыли из-за рубежа, по уточненным данным годовой разработки, 701 тысяча человек. Это самое высокое значение показателя в XXI веке, хотя и уступает значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано[5].
В первом полугодии 2020 года население России продолжало увеличиваться за счет миграционного обмена с другими странами, однако миграционный прирост снизился в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и, в результате, смог возместить естественную убыль населения менее чем на 20%.
При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, были опубликованы два ряда данных, один из которых более сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[3]. Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[4].
В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012 году число иммигрантов увеличилось еще на 17%, в 2013 году – на 15%, в 2014 году – на 20%.
Информация о количестве иностранных граждан в РФ долгое время была недоступной для большинства. Для получения данных при проведении исследований до 2010 года приходилось обращаться непосредственно в ведомства. В последнее десятилетие информация по притоку граждан более доступна, однако данные остаются неточными.
Статистический учет активизировался одновременно с образованием государства. С 1993 года начали работать паспортно-визовые службы. Постепенно усилился контроль за пропиской и перемещением граждан как внутри страны, так и за её пределами. Прибывших иностранцев обязали становиться на учет.
В РФ статистический учет лиц, прибывающих на территорию страны для осуществления трудовой деятельности, поручен МВД. С 1992 по 2016 год данная обязанность находилась в ведении ФМС. Служба была упразднена в начале апреля 2016 года, функционал возвращен МВД.