В ходе проверки проведенной в автономном учреждении был выявлен не учтенный на балансе объект имущества

Учреждение учитывает оборудование на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до тех пор, пока не примет решения о его демонтаже и утилизации. Инструкции и стандарты не устанавливают, как долго можно учитывать имущество на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Обратите внимание, объект относят к ОС, если он является активом. А это означает, что он приносит экономическую выгоду или имеет полезный потенциал. С выгодой все более или менее понятно. А что такое полезный потенциал?

Действия бухгалтера

В соответствии с требованиями Стандарта, такие объекты активами не являются и не должны учитываться на балансовых счетах. Отражать их нужно на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Как это сделать? Как правильно оформить?

Деятельность автономных учреждений подвергается государственному (муниципальному) контролю, который проводит Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, счетная палата. В статье перечислены объекты проверки с указанием проводимых контрольных мероприятий. В качестве примера автор приводит результаты проверок двух автономных учреждений.

Контрольные органы

Нарушения в учете объектов материальных ценностей. Согласно Положению об учете объектов недвижимости муниципальной собственности и ведении реестра объектов муниципальной собственности, утвержденному решением Городской Думы, юридическое лицо, имеющее объекты муниципальной собственности, представляет в Управление муниципальным имуществом свидетельство о внесении в Реестр объектов муниципальной собственности. В нарушение вышеназванного положения на момент проверки автономное учреждение «Н» не имеет такого свидетельства.

Контрольные мероприятия и их объекты

Как правило, целью проведения контрольных мероприятий в автономном учреждении является определение правомерности и обоснованности выделения бюджетных средств на оказание государственных (муниципальных) услуг, целевое и эффективное использование бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества учреждения, а также особо ценного имущества. Большинством контрольных органов субъектов РФ для внутреннего пользования разработаны методические рекомендации по проведению проверки деятельности и использования имущества автономными учреждениями. В них приведен перечень контрольных мероприятий и объектов проверки в рамках каждого контрольного мероприятия. Рассмотрим действия, совершаемые контрольными органами при проверке отдельных моментов деятельности автономного учреждения.

Результаты инвентаризации в части выявленных расхождений отражаются в таблице 6 пояснительной записки. При этом при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской отчетности, таблица 6 не заполняется.

Неучтенные объекты основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, выявленные в ходе инвентаризации в учреждении, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухучету (п. 31 Инструкции № 157н).

Имущество, не соответствующее критериям признания его активом

Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости комиссией оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования (п. 13 ФСБУ «Обесценение активов»).

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе, использует: данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Инвентарная карточка

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

Учет имущества, полученного в пользование

Таким образом, замечания проверяющих вполне обоснованы. Требование к оформлению результатов инвентаризации установлено п. 4.1 Методических указаний № 173н. К сожалению, исправить такое нарушение можно только путем повторной инвентаризации, в ходе которой будут правильно оформлены инвентаризационные описи и результаты инвентаризации.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. ограничения этих прав, их возникновение, свидетельство о государственной регистрации права собственности является правоподтверждающим документом на любой объект недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Ворота это движимое или недвижимое имущество

Такой обыкновенный объект как забор при принятии его к учету может ввергнуть бухгалтера в глубокую задумчивость. Ведь именно на этом этапе важно понять, относится имущество к движимому или недвижимому. В данной ситуации ответ не столь очевиден. А между тем от принятого решения зависят порядок документального оформления, корреспонденции счетов, объем прав по распоряжению и, наконец, порядок обложения налогом на имущество.

Вы нашли информацию, которую искали?
Да, то что нужно, спасибо.
26.6%
Еще нет, поищу на Вашем сайте.
53.9%
Да, но лучше проконсультируюсь со специалистом.
19.5%
Проголосовало: 282

Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Как показывают результаты проверки, нарушения, совершаемые работниками учреждения при ведении бухгалтерского учета, касаются несоблюдения общеизвестных норм законодательства РФ. Зачастую в текучке ежедневных дел, в ходе которых решаются сложные вопросы, бухгалтер упускает из виду мелочи, которые потом не остаются незамеченными при проверке. Осветим некоторые нарушения, которые достаточно часто допускаются бухгалтерами государственных (муниципальных) учреждений.

Сотрудничество

  1. Инструкции № 157н ;
  2. Инструкции № 174н (если проверка проводится в отношении бюджетного учреждения);
  3. Инструкции № 162н (если проверка проводится в отношении казенного учреждения);
  4. Инструкции № 183н (если проверка проводится в отношении автономного учреждения);
  5. Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ (поскольку период проверки, проводимой в 2021 году, может охватывать 2021, 2021 и 2021 год, а данный закон вступил в силу только 1 января 2021 года, то при проведении проверки правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждения в 2021 – 2021 годах проверяющие руководствуются нормами Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»(далее – Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ);
  6. иных документов.

Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики».

Нормативное регулирование

  • Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта) с типовой операцией Списание пришедших
    в негодность объектов ОС, НМА, НПА (401.10.172);
  • Списание транспорта с типовой операцией Списание пришедших в негодность транспортных средств (401.10.172);
  • Списание мягкого и хоз. инвентаря (ОС) с типовой операцией Списание хоз. Инвентаря;
  • Списание библиотечного фонда с типовой операцией Списание пришедшего в негодность библиотечного фонда.

Оформление списания основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В разделе 3 Методических указаний также сказано, что «определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости.».

  • моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
  • передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
  • ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Для бухгалтерии акт приема-передачи вместе с технической документацией на объект — основание составить инвентарную карточку или внести запись об изменениях в уже имеющуюся. Бухгалтер оформляет инвентарные карточки на каждый из инвентарных номеров и регистрирует их в специальной описи.

Читайте также:  Помощь Нуждающимся В Курске Многодетной Семье В Размере Прожиточного Минимума

Как принять здание к учету

В бухгалтерском учете объекты недвижимости рассматриваются как основные средства, поэтому общие правила учета ОС применимы и к ним. Однако здесь есть свои особенности, которые во многом они зависят от типа объекта и его назначения. О том, в чем именно заключаются эти особенности, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур.

При осуществлении проверки использования нефинансовых активов перед контролером ставится задача проверить основные вопросы, относящиеся к объекту проверки.
Полнота внесения сведений в реестры государственной или муниципальной собственности. Исходя из положений Гражданского кодекса государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками какого-либо имущества. Все их имущество является государственной или муниципальной собственностью и закрепляется за ними на праве оперативного управления.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права государственной или муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр государственной или муниципальной собственности. С учетом вышеизложенного все имущество государственных (муниципальных) учреждений подлежит учету в соответствующем реестре.
Порядок внесения сведений в такой реестр устанавливается собственником. Например, порядок внесения сведений в реестр федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2021 N 447 (далее – Положение N 447). А органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2021 N 424.

В ходе проверки нужно обратить внимание на полноту и своевременность внесения сведений в соответствующие реестры. Так, исходя из требований норм Положения N 447 федеральные учреждения обязаны предоставлять сведения в Росимущество (его территориальные органы) в следующих случаях и следующие сроки:
1. Приобретение имущества по договору или на иных основаниях (поступление имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения). В силу п. 19 Положения N 447 для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в хозяйственное ведение или оперативное управление учреждения, оно обязано в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:
— карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению 1 к Положению N 447;
— документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
Кроме того, стоит отметить, что в случае выявления учреждением имущества, не учтенного в реестре (например, выявленного в результате проведения инвентаризации), сведения о таком имуществе необходимо направить в Росимущество (его территориальные органы) в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества.
2. Изменение сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на него, учреждение обязано в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя) направить в территориальный орган Росимущества:
— запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению 2 к Положению N 447 в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;
— документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.
3. Прекращение права собственности Российской Федерации на имущество. В случае если право собственности РФ на имущество прекращено, учреждение, за которым оно было закреплено, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении права направить в территориальный орган Росимущества:
— запись о прекращении права собственности РФ на имущество по форме согласно приложению 3 к Положению N 447 для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то учреждение, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;
— документ, подтверждающий прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.
Своевременность регистрации прав (правоустанавливающих документов) на объекты недвижимости. В силу п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Отметим, что право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации за учреждением соответствующего права. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Государственную регистрацию права оперативного управления создаваемых, созданных и реконструированных объектов недвижимого имущества можно осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты. Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в единый государственный реестр.
В ходе проверки следует проверить наличие выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на все объекты недвижимости проверяемого учреждения.
Соблюдение порядка распоряжения имуществом. Как мы уже отметили, все имущество государственных (муниципальных) учреждений является государственной или муниципальной собственностью и закрепляется за ними на праве оперативного управления. Учреждения вправе распоряжаться таким имуществом в порядке, установленном ст. 296, 298 ГК РФ. Так, в силу ч. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение может распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 298 казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.
С учетом вышеизложенного без согласования с учредителем может осуществлять:
— автономное учреждение – самостоятельное распоряжение недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, а также иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения;
— бюджетное учреждение – самостоятельное распоряжение особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.
У казенного учреждения аналогичное право отсутствует.
В ходе проверки следует обратить внимание на соблюдение государственными (муниципальными) учреждениями процедуры согласования распоряжения закрепленного имущества. Напомним, что такой порядок должен быть установлен собственником имущества. Например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2021 N 537.
Согласование распоряжения недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должно приниматься учредителем учреждения по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения. Указанное правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми в оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).
Кроме того, в ходе контрольного мероприятия нужно обратить внимание на соблюдение проверяемым учреждением иных ограничений, связанных с использованием закрепленного за ним имущества и денежных средств. К этим ограничениям, в частности, относится требование обязательного согласования возможности совершения крупных сделок, а также совершения сделок с заинтересованностью.
В силу ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Под крупной сделкой понимаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей названного имущества в пользование или залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Порядок предварительного согласования совершения бюджетными учреждениями крупных сделок определяется его учредителем.
Что касается автономных учреждений, для них крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей данного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена этой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 14 Закона об автономных учреждениях). В силу пп. 9 п. 1 ст. 11 Закона об автономных учреждениях крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.
Напомним, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Исходя из ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех сторон или более (многосторонняя сделка).
Для расчета контрольного показателя при определении минимальной цены крупной сделки используются показатели баланса (ф. 0503730). Показатель балансовой стоимости активов учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 баланса (ф. 0503730) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе с учредителем).
При этом в балансовую стоимость активов, используемую при определении размера крупной сделки, не входят:
— балансовая стоимость основных средств (показатель строки 010), нематериальных активов (показатель строки 020), материальных запасов, отнесенных к категории «особо ценное движимое имущество» (строка 081);
— сумма амортизации, начисленной на объекты основных средств (строка 020) (включая объекты особо ценного имущества), нематериальных активов (строка 060);
— расчеты с учредителем (строка 336);
— остаточная стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (строка 338).
Помимо ограничений на совершение крупных сделок, законы о некоммерческих организациях и об автономных учреждениях содержат ограничение на совершение сделок с заинтересованностью.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях лицами, заинтересованными в совершении государственным (муниципальным) учреждением тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) учреждения и лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за его деятельностью (далее – заинтересованные лица), если указанные лица состоят с названными организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с поименованными гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами данных граждан.
При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.
Заинтересованность в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок, влечет конфликт интересов заинтересованных лиц и учреждения.
Так, согласно ст. 16 Закона об автономных учреждениях заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами признаются члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные подпадают под критерии, установленные в п. 3 ст. 16 Закона об автономных учреждениях.
В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть государственное (муниципальное) учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки:
— оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя до момента принятия решения о заключении сделки;
— сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Порядок согласования таких сделок устанавливается учредителем бюджетного учреждения.
Совершение автономным учреждением сделок с заинтересованностью может осуществляться исключительно с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.
Соблюдение порядка списания имущества. Государственные (муниципальные) учреждения вправе распоряжаться имуществом в пределах делегированного им права оперативного управления. Порядок согласования распоряжения имуществом (в том числе списания) устанавливается его собственником. Например, особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, установлены в положении о списании имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2021 N 834. В силу данного нормативного акта решение о списании федерального имущества принимается, если:
— оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
— оно выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
При списании особо ценного и недвижимого имущества (а для казенных учреждений – любого имущества) у учреждения должно иметься согласие собственника на списание.
Целевое и эффективное использование имущества. В ходе проверки данного вопроса необходимо проанализировать использование закрепленного за учреждением имущества и земельных участков, находящихся в аренде или пользовании учреждения. В ходе проверки требуется установить соответствие фактической площади земельного участка и занимаемых площадей данным реестра федерального имущества, закрепленного за проверяемым учреждением и используемого для обеспечения уставной деятельности, наличие несанкционированных построек на земельном участке, других случаев несанкционированного использования земельных участков и служебных помещений.
С указанной целью нужно обследовать недвижимое имущество проверяемого учреждения (целесообразно обследовать все недвижимое имущество) с целью выявления случаев его использования сторонними юридическими и физическими лицами без заключения договоров аренды и взимания арендной платы.
Обследование помещений производится специально создаваемой комиссией с участием работников проверяемого учреждения и ревизоров. В ходе такого обследования осуществляются контрольные обмеры соответствия фактически занимаемой арендатором площади площади, указанной в договоре аренды.
Выявляется наличие фактов сдачи в аренду помещений и имущества, находящихся в государственной собственности, без заключения в установленном порядке договоров аренды и при отсутствии основания для размещения сторонних организаций на арендуемых площадях.
Также в ходе обследования обращается внимание на наличие фактов передачи совместно с арендуемыми помещениями различного оборудования и инвентаря без взимания платы.
При анализе имущества, закрепленного за учреждением, следует отметить наличие случаев длительного неиспользования приобретенного имущества.
Проверка данного вопроса должна включать в себя контроль над обеспечением учреждением сохранности имущества и соблюдения порядка проведения инвентаризации. Напомним, порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливаются в рамках сформированной с опорой на положения законодательства РФ учетной политики учреждения (п. 6, 20 Инструкции N 157н). Общие правила инвентаризации предусмотрены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. При проверке обозначенного вопроса следует обратить внимание:
— на периодичность, своевременность, полноту и правильность проведения инвентаризации имущества, оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете, принятие решений по результатам инвентаризации;
— на наличие приказов руководителя учреждения на проведение инвентаризации, участие в составе инвентаризационной комиссии соответствующих работников, в том числе работников бухгалтерии, установление приказом объема, порядка и сроков проведения инвентаризации;
— на полноту отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации имущества.
При наличии в проверяемом периоде фактов недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей необходимо проанализировать обоснованность их отражения в учете, меры, принятые к их возмещению.
Кроме того, проверяются наличие письменных договоров с материально ответственными лицами о полной материальной ответственности и соблюдение требований о ведении данными лицами инвентарных списков нефинансовых активов. Напомним, что пределы материальной ответственности работника установлены ст. 241 ТК РФ размерами его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено названным кодексом или иными федеральными законами.
В статье 243 ТК РФ перечислены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность: в частности, в соответствии с п. 2 ч. 1 указанной статьи таким случаем является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Работодатель может заключать индивидуальные договоры о полной материальной ответственности только с работниками определенных категорий. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2021 N 85.
В обязательном порядке следует провести выборочную инвентаризацию имущества проверяемого учреждения. Инвентаризация должна быть проведена комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения (организации), с участием представителя ревизионной группы.
Соблюдение установленного порядка сдачи в аренду закрепленных за учреждением объектов недвижимого и движимого имущества. В ходе проверки данного вопроса необходимо удостовериться в наличии согласованного решения о предоставлении имущества в аренду учредителя и органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Как мы уже отметили, согласование распоряжения недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя. Нужно учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должен принимать учредитель учреждения по согласованию с органом власти, выполняющим полномочия собственника имущества (для федеральных учреждений – Росимуществом), путем направления ему проекта решения.
Кроме того, при проверке необходимо установить наличие правовых оснований предоставления имущества в аренду, поскольку государственные (муниципальные) учреждения имеют право предоставлять имущество в аренду только в том случае, если это закреплено в их учредительных документах.
Далее требуется проанализировать заключенные договоры аренды. На основании ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или только во временное пользование. В силу ст. 609 ГК РФ договор аренды составляется в письменной форме. Исходя из ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора в требуемой форме. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К существенным условиям договора аренды можно отнести следующие:

Читайте также:  Закон о доплате воспитателю за ребенка инвалида

Проверка использования нефинансовых активов в государственных (муниципальных) учреждениях

Согласно ч. 2 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В силу ч. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор – незаключенным

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В общем случае заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможно только по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Арендная плата по договорам аренды определяется по результатам состоявшихся торгов. Необходимо отметить, что ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено обязательное проведение оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, при определении стоимости этих объектов в целях передачи в аренду. Под оценочной понимается профессиональная деятельность субъектов такой деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, предусмотренном законодательством РФ, или в судебном порядке не определено иное (ст. 12 названного закона). Таким образом, стартовый размер арендной платы должен устанавливаться на основании отчета об оценке рыночной арендной платы, подготовленного в соответствии с Федеральным законом N 135-Ф3. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором аренды федерального имущества, но не чаще одного раза в год. Следовательно, и оценку имущества, закрепленного за учреждением и сдаваемого в аренду, целесообразно проводить один раз в год.
Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если он устанавливается по результатам проведения торгов. Исходя из этого в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торгов на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется

Читайте также:  Трубы В Квартире Должна Менять Управляющая Компания Или Жильцы

[2] См. базовые отраслевые законы (например, федеральные законы от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 28.12.2021 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»), а также федеральные законы от 06.10.2021 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.2021 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  • соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным Реестра муниципальной собственности и данным бухгалтерской отчетности;
  • вид неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
  • период неиспользования учреждением имущества или использования его не по назначению;
  • связанные с этим расходы учреждения;
  • причины неиспользования имущества либо его использования не в соответствии с уставной деятельностью учреждения;
  • предложения по повышению эффективности использования имущества;
  • срок, предлагаемый для устранения выявленных нарушений.

Изъятие имущества.

Изъятие излишнего и неиспользуемого имущества может происходить по доброй воле и даже инициативе самих учреждений. Ведь если ненужное имущество трудно с выгодой сдать в аренду, административные заботы по его содержанию могут оказаться обременительными (даже несмотря на то, что затраты на содержание покрывает учредитель). Процедура подобного изъятия тоже устанавливается в нормативных правовых актах. Например, в Красноярском крае она выглядит следующим образом [10] .

Оцените статью
Решаем Жилищные споры и нетолько