Статистические данные по количеству умственно отсталых детей в россии и мире 2021-2021 гг

Если брать мировую статистику, то лидирующая страна по рождаемости – это Республика Малави, а вот в Республике Болгарии отмечаются самые низкие показатели рождаемости. По данному показателю Российская Федерация занимает 201 место, а Украина – 22 место из 226 стран.

Украина по данному показателю занимает лидирующие позиции в мировой статистике, так как на конец прошлого года зафиксировано 3% населения с диагнозом ЗПР. И по прогнозам специалистов к 2020 году, ЗПР войдет в ТОП 5 заболеваний страны. Психологи причиной такой статистики называют большое количество стрессовых ситуаций, эмоциональную неустойчивость, вредные привычки, социальные факторы и прочее.

В Украине и России уже стартовали программы «Инклюзивного обучения», в рамках которых детям с ЗПР помогают не просто адаптироваться в социуме, но и развить все необходимые для полноценной жизни навыки и умения. Да, процессе внедрения, но многие детские сады и школы начали использовать адаптированные программы обучения.

Задержки в развитии могут быть следствием кратковременных проблем, такими как поздняя речь, вызванная потерей слуха от ушных инфекций, или физическая задержка, вызванная длительной госпитализацией. Также они могут быть ранними признаками проблем с обучением и вниманием. Хотя не всегда понятно, что является причиной задержки, раннее вмешательство часто помогает детям наверстать упущенное.

Хотя задержку развития и умственную отсталость обычно путают, это два разных заболевания. Умственная отсталость — это нарушение интеллекта и адаптивного поведения человека. Задержка психического развития обычно возникает у маленьких детей, которые не достигли вех в развитии в своем возрасте.

Статистика детей с овз в россии 2021

325 тысяч граждан, впервые признанных инвалидами, находятся в трудоспособном возрасте (до 60 лет для мужчин, до 55 лет для женщин), что составляет 47% от общего числа лиц, впервые освидетельствовавших инвалидность в 2021 году. В числе наиболее распространённых причин инвалидности, по данным за 2021 год, болезни системы кровообращения (221 тысяча человек) и заболевания, сопровождающиеся злокачественными новообразованиями (213 тысяч человек) По итогам российской переписи слепоглухих, проведённой при поддержке фонда «Со-единение», на каждые 7500 инвалидов с нарушением работы органов зрения приходится один слепоглухой.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. К 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, будет охвачено до 70% детей с ОВЗ.

В популяции взрослых людей с инвалидностью (старше 18 лет) лидируют болезни системы кровообращения, на втором месте – злокачественные новообразования, на третьем –болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. Далее в списке следуют психические расстройства, последствия травм, отравлений, болезни нервной системы, болезни глаза, болезни эндокринной системы.

  • особые учебные программы, педагогические методы;
  • специальные учебные материалы: учебники, пособия, карточки, карты, таблицы и т. д.;
  • особые технические средства обучения для персонального и группового использования;
  • услуги ассистента (помощника), который оказывает ребенку необходимую техническую помощь в передвижении по школе, ведении записей, подготовке рабочего места, соблюдении санитарно-гигиенических норм и т. д.;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
  • средства обеспечения доступа в здание учебной организации и перемещения по нему: пандусы, лифты, специализированные носители информации (например, таблички со звуковым сопровождением или написанные шрифтом Брайля) и т. д.;
  • прочие условия, без которых ребенку с ОВЗ сложно или невозможно интегрироваться в школьную жизнь и осваивать образовательную программу.

Инвалид это человек, который утратил трудоспособность (полностью/частично) из-за ранения, увечья, болезни или старости. Например, инвалид войны. К инвалидам относятся граждане с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными и сенсорными расстройствами, мешающими полноценному участию в жизни социума.

Статистические данные по количеству умственно отсталых детей в россии и мире 2021-2021 гг

Динамика распространенности умственной отсталости во многих странах мира характеризуется тенденцией к увеличению, особенно легких ее форм. Основную причину этого усматривают в улучшении выявляемость в связи с развитием психиатрических служб. Однако есть некоторые основания и для реального повышения числа умственно отсталых в популяции.

Соотношение полов несколько различается и при разной степени психической отсталости. Так, при самой тяжелой степени умственной отсталости оно составляет 1:1, а при умеренно выраженной имбецильности и глубокой дебильности — 1,2:1. При более легкой умственной отсталости мальчики преобладают еще значительнее — 1,5:1.

В показателях распространенности умственной отсталости в разных странах и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания. Это может отражать и реальное число больных в том или ином регионе мира, но следует указать основные причины таких различий: степень выявляемость больных, разные критерии диагностики умственной отсталости, а также культуральные особенности того или иного общества и вытекающие из них системы обучения и воспитания, не только создающие предпосылки для адаптации больных и компенсации нарушенных функций, но и отражающие разную степень толерантности общества к умственно отсталым.

J. D. Bregman и J. C. Harris (1995) констатируют, что в США насчитывается 2,5 млн лиц с умственной отсталостью, а показатель болезненности составляет 1 %. Эти же авторы приводят сводную таблицу распространенности умственной отсталости, по данным специалистов разных стран, где колебания соответствующих показателей регистрируются в пределах от 0,39 до 2,7 %.

Число больных увеличивается с возрастом обследуемых больных и к 5—12 годам становится наибольшим, постепенно снижаясь к 22—34 годам [Bregman J. D., Harris J. C., 1995]. Поскольку в исследования включаются разные возрастные популяции, колебания показателей болезненности остаются весьма значительными. Во всех эпидемиологических исследованиях отмечается отклонение в соотношении полов в сторону преобладания лиц мужского пола, причем это соотношение в возрастных группах различно. Так, в раннем возрасте среди умственно отсталых соотношение полов 1:1, но уже с 5 лет оно резко меняется, составляя 1,5:1 и даже выше. Максимум различий приходится на 18—24 года — 1,6:1. В старших возрастных группах (40 лет и более) оно вновь приближается к 1:1.

В структуре психической патологии у детей, получающих помощь в психиатрических учреждениях, умственная отсталость встречается в 28,65%, а у подростков — в 50,71%. Такой рост объясняется выявлением этой патологии в основном в детском возрасте. Значение умственной отсталости — в социальной дезадаптации, к которой она приводит детей и подростков. Около 60% всех молодых инвалидов по психическому заболеванию составляют лица с умственной отсталостью. Она оказывается тесно связанной с молодежной преступностью, ранним алкоголизмом и наркоманией. Доля легкой умственной отсталости в общей массе данной патологии — 80% (Миронов Н. Б., 2000).

Вы нашли информацию, которую искали?
Да, то что нужно, спасибо.
42.02%
Еще нет, поищу на Вашем сайте.
44.54%
Да, но лучше проконсультируюсь со специалистом.
13.45%
Проголосовало: 119

Распространенность умственной отсталости в разных странах в середине XX века, судя по исследованиям A. Kushlick (1968); J. Tizard (1953); L. Wing (1970), составляет около 1% популяции. По материалам ВОЗ того же времени, чило лиц, отстающих в развитии, больше — 1–3%. Примерно эти же цифры (0,39–2,7%) приводят в разных странах и в настоящее время. Фактическое число выявляемых умственно отсталых индивидов в Дании составляет — 0,43%; в Швеции — 0,32% (Grunewald K., 1969).

  • бедность и неустроенность людей – 43%;
  • потеря нравственных ценностей – 33%;
  • статистика отказов от детей в роддомах связана с увеличением уровня рождаемости больных младенцев – 25 %;
  • эгоизм молодых родителей – 23%;
  • обесценивание человеческой жизни в России – 18%;
  • разрушение системы соцобеспечения и профилактики здоровья, сформированной в СССР – 18%.

Платформа для работы со статистическими данными создается в рамках дорожной карты по созданию национальной системы управления данными на 2021-2021 гг., которая была утверждена правительством в июне 2021 г. Это система формируется в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Цель создания системы — повысить эффективность принятия управленческих решений с использованием ГИС для повышения качества и доступности госуслуг.

Причины явного роста распространенности умственной отсталости разнообразны: улучшение условий родовспоможения, работы служб охраны здоровья матери и ребенка, что обеспечивает лучшую выживаемость даже детей с тяжелыми пороками развития. Большое значение имеют также алкоголизация, наркотизация и курение будущих матерей, ухудшение экологической ситуации в стране, приводящее к возрастанию мутагенных факторов и вместе с тем к увеличению числа наследственных форм умственной отсталости. 3. Н. Нургалиев (1995), сравнив один из благоприятных по экологическим показателям район с неблагоприятным районом, показал, что во втором выявляется большее число пороков развития, психически больных детей, а с ним и умственно отсталых (32 ребенка на 30 000 населения, в сравнении с 22 — в первом). Это особенно хорошо видно в регионах, пострадавших от техногенных катастроф (например, от последствий Чернобыля). Г. С. Маринчева (1999) указывает на генетические факторы, приводящие к увеличению популяции умственно отсталых детей в связи с тем, что, например, 36,1% из них рождается от матерей с психическим недоразвитием.

Численность умственно отсталых непрерывно растет, а меры по предупреждению этого весьма негативного явления остаются недостаточными и не поставлены на должный государственный уровень. Наша беспечность, равнодушие к своему же будущему мешают тому, чтобы мы стали здоровой, умной нацией.
Почему возникает олигофрения?
Тенденция к росту численности умственно отсталых четко проявилась во второй половине ХХ века. Не зря еще во второй половине 60-х годов ВОЗ, обеспокоенная ростом умственной отсталости во многих странах, создала Комитет экспертов по олигофрении (1967). Рост численности умственно отсталых отчасти обусловлен достижениями медицины, позволяющими выживать детям с аномалиями развития центральной нервной системы, во многом — более высокой выявляемостью их, чем было до этого. Существуют более серьезные причины происхождения этой наиболее распространенной среди населения формы психических расстройств. Этим и объясняется актуальность изучения, профилактики умственной отсталости.
По данным ряда исследователей, распространенность врожденной умственной отсталости (олигофрении) ныне колеблется в пределах 1-3% от населения планеты. Это как бы допустимый показатель, подтверждающий, что умственно отсталые были, есть и будут. Проблема в том, чтобы количество их не достигло угрожающих размеров, чтобы мы не превратились в «страну дураков».
В зависимости от происхождения выделяют три основные группы олигофрении — врожденной или приобретенной в раннем возрасте (до 3 лет) формы слабоумия.
Первая — олигофрения, вызванная поражением генеративных (репродуктивных) клеток родителей. Она связана с хромосомными аномалиями и некоторыми наследственными нарушениями обмена веществ. Возникновение ее не зависит от окружающей среды. Больные этой группы составляют не более 10% от всей численности олигофренов, но при этом они самые тяжелые по степени выраженности интеллектуального дефекта. Наиболее известны из этой группы болезнь Дауна, истинная микроцефалия («малоголовость»), фенилпиро-виноградная олигофрения и т.д.
Вторая группа олигофрении обусловлена краснухой и другими вирусными заболеваниями, перенесенными матерью во время беременности, токсоплазмозом, сифилисом, общим голоданием матери, что обусловливает недостаточное содержание в ее организме жизненно важных веществ, витаминов, микроэлементов, гемолитической болезнью новорожденных (резус-конфликт), интоксикацией во время беременности и, в первую очередь, алкоголем, а также плодоизгоняющими и другими лекарственными средствами. В настоящее время причиной происхождения умственной отсталости в 30-50% случаев признается алкоголизм родителей и, главным образом, матери. В советские времена приводились другие цифры (10-12%).
Третья группа олигофрении может развиться в связи с травмами мозга, в результате асфиксии плода во время родов. Они могут быть и в сочетанном виде, а также вызваны заболеваниями детей, перенесенными в раннем детском возрасте. Асфиксии плода способствуют сердечно-сосудистые заболевания матери, токсикозы, авитаминозы и гиповитаминозы, иммунная несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт), заболевания эндокринной системы. В раннем детском возрасте (до 3 лет) наиболее частыми ее причинами являются нейроинфекции, общие инфекционные заболевания, следующие «цепочкой», травмы мозга, ожоговая болезнь, интоксикации.
Но основная опасность исходит из внешней среды, из социальных условий. Закономерно, что в тех семьях, где жилище начисто лишено удобств, где царствуют грязь и антисанитария, где люди плохо едят, часто болеют, не получают квалифицированную медицинскую помощь, риск рождения детей с умственной неполноценностью в несколько, а может, в десятки раз выше, чем в богатых, обеспеченных семьях. Но элита занимала и занимает незначительный процент от населения России, да и детей в таких семьях негусто. Население страны всегда росло за счет малоимущих многодетных семей крестьян, рабочих, рядовых служащих.
Ныне около 30 млн россиян, если не больше, фактически пребывают на грани нищеты. Кто виноват в том, что чуть ли не четверть населения страны влачит жалкое существование? Вопрос риторический.
Смертность начиная с 1992 г. превышает показатели рождаемости. Идет процесс вымирания нации. Сейчас на 10 женщин приходится 12 детей, а рост умственной отсталости среди населения не прекращается. То есть умственно отсталых становится больше, умных — меньше.
Не секрет, что Россия всегда была в числе первых в мире по уровню алкоголизации населения — особенно во второй половине ХХ века. Прогрессирует женский алкоголизм, а потомство женщин-алкоголиков в более 1/3 случаев страдает врожденной умственной отсталостью. Тенденция роста алкоголизма в стране сохраняется, и вряд ли скоро мы встанем на путь повальной трезвости. А правда жизни сурова: чем больше будем пить, тем больше будет олигофренов.
В психиатрии различают три степени олигофрении — дебильность, имбецильность и идиотия. Дебильность — легкая ее степень. Дебилы неплохо ориентируются в несложных бытовых вопросах, способны к самостоятельной жизни. Почти все они окончили начальную или вспомогательную школу, умеют читать и писать, хотя речь их бедна и маловыразительна. В зрелом возрасте могут вступать в брак. Зарубежные исследователи считают, что дебилы составляют 90-91% от общей численности олигофренов. Скорее всего, эти цифры близки к истине.
Статистика расходится с реальностью
Согласно статистике, распространенность умственной отсталости в России ныне составляет около 0,9-1% населения страны.

Читайте также:  Прожиточный Минимум И Удержание По Исполнительным Листам

В Якутии на начало XXI века на учете в психиатрической службе Минздравсоцразвития России состояло 7245 олигофренов, в том числе 5293 лиц мужского пола. Из них дебилов — 5830 человек. Это чуть больше 73% процентов от общей численности умственно отсталых. Вообще же распространенность умственной отсталости среди населения Якутии составила тогда чуть больше 0,8%.
Этот показатель не отражает реального положения дел. Просто выявление легких форм дебильности в России пока представляет определенные сложности. Для сравнения: при тотальном обследовании жителей северных регионов Швеции выяснилось, что проявлениями врожденной умственной отсталости здесь страдают 3% населения. А как известно, это страна благополучная, цивилизованная.
Рост числа умственно отсталых в Якутии четко определился особенно за последние 3-4 десятилетия. Косвенно это подтверждается данными призывных комиссий: 5-6% допризывников и призывников признаются умственно отсталыми, в основном страдающими дебильностью легкой степени выраженности. Есть и региональные различия в пределах Якутии: в некоторых маленьких улусах (районах) этот показатель достигает 8-10%. Но мы знаем, что более интеллектуально одаренные молодые люди учатся в столичных вузах или всеми правдами и неправдами получают освобождение от призыва в армию. Кстати, до недавнего времени «легкие», без эмоционально-волевых нарушений дебилы призывались в армию. Как правило, это люди послушные, исполнительные, безропотные работники, в армии они всегда считались хорошими солдатами. Мне кажется, совершенно зря именно на них общественное мнение сваливает всю преступность среди солдат. Лица с диагнозом «де-бильность легкой степени выраженности» уже в течение ряда лет не призываются на службу, а дедовщина в армии и связанные с ней преступления продолжают расти пышным цветом.
Многие психически больные, представляющие социальную опасность, находятся в стационарах, то есть изолированы от общества. Бывает, конечно, что за дебилами числятся убийства, изнасилования, грабежи, но не в такой степени, чтобы усматривать в них главную опасность для общества. Что же касается лидерства в криминальных группах, экономических преступлений, разворовывания казенных денег, все это в силу известных причин дебилам недоступно. Следовательно, криминогенность психически больных, в частности дебилов, ниже и, возможно, менее социально опасна, чем таковая лиц с психической нормой.
Среди многих умственно отсталых, наоборот, достаточно много лиц с врожденной патологией центральной нервной системы, что значительно снижает их возможности вести нормальную половую жизнь. «Плодовитость», если таковая есть среди дебилов, объясняется отнюдь не гиперсексуальностью. Известно, что много детей бывает либо в нормальных семьях, где есть установка иметь много детей, либо в семьях с низкими доходами, не просвещенных в вопросах предохранения от нежелательной беременности, не имеющих средств для приобретения эффективных, подчас дорогих контрацептивов. К такой категории семей относятся и супружеские пары дебилов, которые, если и работают, то заняты обычно на низкооплачиваемых должностях. Так что вопрос упирается совсем в иную — социальную плоскость. Что касается наследственных форм олигофрении — да, они есть, но спекулировать на этом не надо. Речь в первую очередь идет о недифференцированных формах семейной олигофрении. В общей численности умственно отсталых дебилы, родившиеся в таких семьях, занимают небольшой удельный вес. Впрочем, подчеркну: пока небольшой. Но если не примем серьезных профилактических мер, может возникнуть опасность того, что генофонд населения заметно ухудшится.
Профилактика эффективнее лечения
Как организовать реальную помощь умственно отсталым и в первую очередь дебилам? Главное необходимо улучшить выявляемость лиц, страдающих умственной отсталостью, с целью оказания им лечебной, профилактической и, что важно, социально-правовой помощи. Но, выявляемость олигофрении степени дебильности, особенно легких ее форм, не только в республике, но и в целом по стране остается низкой. Причин этого явления предостаточно и главная из них — слабая профессиональная квалификация, нехватка врачебных кадров на местах и основная причина — в первичной медицинской сети. Есть и нежелание заниматься вопросами умственной отсталости в силу нашей беспечности, отсутствия способности предвидеть грядущее. Но и выявленные лица с легковыраженной дебильностью в преобладающем большинстве случаев не ставятся на учет. В силу всего этого официальная статистика по умственной отсталости не отражает истинное положение дел. Так что в целом проблема с умственной отсталостью приближается к той черте, которую можно назвать угрожающей.
Успех лечения, правда незначительной части олигофрении, профилактика ее связаны с созданием условий для улучшения выявляемости лиц, страдающих умственной отсталостью. Таких условий в Якутии пока нет.
Еще большее значение, чем раньше, приобретает семейный анамнез, подкрепленный современными лабораторными и инструментальными исследованиями. Велика роль медико-генетических консультаций, целью которых обычно является распознавание генных и хромосомных заболеваний у лиц, обращающихся за помощью и советом; разъяснение больным и родственникам риска появления у лиц, страдающих данной психической болезнью, больного потомства; оказание консультативной помощи врачам общего профиля по вопросам вероятности появления больного потомства у наблюдаемых ими больных, которые наряду с иными обнаруживают нервно-психические расстройства.
Одна из важнейших задач, стоящих перед медицинской генетикой — это лечение и профилактика наследственных болезней. В перспективе при хорошо отлаженной работе возможно даже их искоренение. В отношении умственной отсталости профилактика более эффективна, чем лечение, которое положительного эффекта не дает. Оздоровление условий жизни, повышение жизненного уровня населения, борьба с пьянством и алкоголизмом, улучшение материально-технической базы медицинских учреждений и связанное с этим повышение качества медицинской помощи — вот реальные и вполне достижимые пути профилактики врожденной умственной отсталости.
Не могу оставить в стороне известный тезис о том, что основным фактором роста численности умственно отсталых являются достижения современной медицины, позволяющие выживать новорожденным с различными врожденными уродствами и патологиями. Порой даже предлагается чудовищное решение -отказаться от лечебных мероприятий по оживлению. Профессия врача отличается от многих других тем, что ему доверен самый бесценный дар природы — человеческая жизнь. И если мы не будем оказывать помощь умирающему, кем и каким бы он ни был, то врач превратится в злодея и, стало быть, ему не место у постели больного. Кстати, удельный вес олигофренов, у которых причиной происхождения умственной отсталости являются осложнения при родах и в первую очередь асфиксия плода, все же незначителен в общей массе и погоды в проблеме не делает.
Конечно, создание нового требует внимания властей, принятия ими организационных мероприятий и, разумеется, выделения финансовых вложений. А страна окончательно никак не может выбраться из тисков экономического кризиса. Денег для ее развития, улучшения уровня жизни населения по-прежнему выделяется недостаточно. И все же, сознавая значимость проблемы для судьбы всего народа, можно отказаться от многого. Тем более что огромные деньги расходуются крайне нерационально, разворовываются чиновниками. Коррупция в стране приняла масштабы национального бедствия. Действенные меры по предупреждению умственной отсталости необходимы не в далеком будущем, а сейчас. Если, конечно, мы хотим остановить наше движение в «страну дураков».
Иван ИВАНОВ, психиатр высшей категории.
Якутск.

Эксперт также перечислил другие факторы риска возникновения психических заболеваний у детей — близкородственные браки и алкоголизм родителей. Первые, по его словам, распространены в регионах Северного Кавказа. Вторая беда чаще поражает жителей российского Севера. Так, если вернуться к данным Росстата, Ненецкий автономный округ и Архангельская область оказались в списке аутсайдеров.

В России официально выявлено более 16,5 тысячи детей с психическими патологиями. По данным Росстата, больше всего душевнобольных живёт в самых густонаселённых регионах. Опрошенные NEWS.ru эксперты объяснили — получить психическую патологию жителям крупных городов проще, чем селянам. Жизнь в каменных джунглях и постоянные стрессы давят на психику. Единственное исключение — подростковый алкоголизм и наркомания: этими недугами чаще страдают жители периферии.

Читайте также:  Положен Ли П Бесплатно Ппоезд На Электричке Ветеранов Трудп

То, что большинство душевнобольных живёт в больших городах, неслучайно. Как сообщил NEWS.ru доктор медицинских наук, детский врач-психотерапевт, руководитель отделения национального центра психиатрии и наркологии им. Сербского Лев Пережогин, в мегаполисах лучше выявляют подобные недуги. Ещё одна причина — агрессивная среда обитания мегаполиса, она плохо влияет на психику.

В Росстате NEWS.ru рассказали, в каких регионах живёт больше всего душевнобольных детей. На первом месте со значительным отрывом оказалась Москва, на втором — Московская область, на третьем — Алтайский край. Санкт-Петербург и Красноярский край также вошли в пятёрку антилидеров. Немало детей с психическими отклонениями в Свердловской, Новосибирской и Челябинской областях. Они оказались в десятке.

В ведомстве также перечислили регионы, где у детей чаще выявляли психические заболевания в 2019 году. На первом месте оказалась Тверская область, на втором — Алтайский край, на третьем — Красноярский край. Ненецкий автономный округ и Архангельская область замыкают пятёрку лидеров.

Активное становление инклюзии в нашей стране происходит как раз в последние годы, напомнила профессор Батышева. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 был принят лишь в 2012 году, и с тех пор поэтапно реализовывался. В частности, только в 2016 году в педагогическую практику вошли образовательные стандарты для детей с ОВЗ.

«Но количество детей с аутизмом действительно растет. Ранее с аутизмом был каждый 88-й ребенок, сегодня это каждый 20-й. Помимо высокой выявляемости одной из причин называют влияние прогресса. Есть мнение, что фталаты и бисфенолы в пластике влияют на развитие детей», − добавил врач.

«Пожалуй, самым затяжным этапом внедрения новой системы стал этап принятия статуса “ОВЗ” родительской общественной средой. Достаточно долго мы шли к тому, чтобы особые потребности перестали быть стигмой для родителей, чтобы они увидели конструктивные возможности различных образовательных маршрутов. Таким образом, озвученные цифры показывают, что все больше детей сегодня получают более эффективное, индивидуализированное образование», − считает Татьяна Батышева.

«Практика показывает, что цифры отражают не рост реального количества детей с ОВЗ, а демонстрируют увеличение эффективности выявления особых потребностей, своевременности диагностики и комплексной помощи этим детям. Это и огромная работа специалистов здравоохранения и образования, и принципиальные изменения в общественном восприятии этой аббревиатуры – ОВЗ», − подчеркнула реабилитолог.

«Лучше диагностируются дети с аутизмом, новые подходы, новые критерии. Раньше такой диагноз ставили очень редко. Второй фактор − с ростом медицины сильно снижается детская смертность. Недоношенные дети, с дефицитом массы тела теперь выживают. Сейчас живорождением считается младенец от 500 гр, но среди них здоровыми остаются не так много. К сожалению, среди них достаточно высок процент детей-инвалидов. Это может быть нарушение слуха, зрения. За счет этих детей также увеличивается цифра статистики», − пояснил Владимир Круглый.

Для избегания перечисленных причин будущим мамам необходимо вести здоровый образ жизни. Следует соблюдать правильное питание: есть больше фруктов, овощей, мяса, рыбы, орехов. Будущим мамам желательно заниматься аквааэробикой и плаванием. Нужно как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Важно, чтобы будущая мама испытывала только положительные эмоции, разговаривала с малышом.

Травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием при родовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.

Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие: тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие; различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств или алкоголя. Они могут нарушить развитие плода. Опасны тяжелые дистрофии во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении, заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров — или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз). При заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой.

Умственная отсталость (олигофрения) — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей [5].

Наиболее опасно, когда умственная отсталость оказывается обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где живет семья, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Немаловажную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся семьи, т.к. в таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необходимого для его физического и умственного развития.

Местные жители, проходившие по пролегающей через железнодорожные пути пешеходной дорожке, ведущей от станции Клязьма к посёлку, обратили внимание на стоящих рядом с путями двух парней, как две капли воды похожих друг на друга. В это время к переходу приближалась электричка, следовавшая из Москвы в Сергиев Посад. Парни легли на рельсы. Машинист применил экстренное торможение, но остановить состав не успел.

Три года назад старшеклассники из России по итогам международного тестирования по чтению и математике показали результаты ниже среднего уровня. Тестирование проводилось под эгидой «Организации экономического развития и сотрудничества» в 58 странах среди 15-летних школьников. Первое место в понимании текста заняли школьники из Южной Кореи, лучшими в математике оказались учащиеся из Тайваня. Второе место по математике и в понимании текста заняли финские школьники, третье по тем же позициям — старшеклассники из Гонконга. Наши остались далеко позади, хотя еще недавно, пару десятилетий назад, мы гордились образованием.

— Многие исследователи отмечают, что полным ходом идёт деградация населения страны — физическая, умственная, нравственная. В России процесс физической деградации человека усиливается нищетой, плохими условиями жизни, отсутствием жизненных перспектив, — говорит кандидат психолого-педагогических наук, автор книг по социальной психологии Ирина Дементьева. — Сознание детей меняется. Огромное количество детей, проживающих в нищете или социально-неблагополучной обстановке, теряет собственное «я».

— Азиатская система образования находится на подъеме, в Южной Корее и Японии ставка делается на фундаментальное образование, — сказал, комментируя печальные результаты российских школьников, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — В Южной Корее в течение последних 20 лет до 20% ВВП ежегодно расходуется на образование, в Японии — 14% ВВП, в Финляндии — 18%. Они совершили наибольший прорыв.

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий согласен с Аллой Гербер: «Причиной физической и умственной деградации молодых людей является страшная нищета, царящая в стране, развал школьного образования как системы обучавшей и прививавшей навыки общения. Каждое новое поколение в нашей стране менее развито умственно и культурно, чем предыдущее. В нынешних условиях изменить ситуацию невозможно».

В России увеличилось число психически больных людей

По итогам 2019 года в России насчитывается 5,8 миллиона людей с психическими отклонениями. Больше всего пациентов с диагнозами шизофрения, умственная отсталость и другими проживает на Чукотке. Там зафиксировано 9 922,9 случая на 100 тысяч населения. Об этом сообщило информационное агентство RT со ссылкой на официальные данные Минздрава РФ.

После Чукотки следуют Алтайский край (6 638,6 случая на 100 тысяч населения), Еврейская АО (6 214,6), Курганская (5 974,2) и Сахалинская (5 788,4) области. Далее в списке — Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Кировская и Орловская области. Замыкает десятку регионов с наибольшим распространением психических заболеваний среди населения Тверская область.

Вместе с тем за последние годы количество психически больных людей в России выросло. По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, в 2018 году в стране насчитывалось 3,96 млн пациентов с подобными заболеваниями. Тогда лидерами по общему число психически нездоровых людей были: Алтайский край (6271,2 на 100 тысяч населения), Чукотка (5193,7), Ямало-Ненецкий автономный округ (4718,4), Пермский край (4141,3) и Красноярский край (3931,3).

Число умственно отсталых детей и подростков в популяции увеличивается с возрастом, достигая максимума к 12 годам, а затем уменьшается к 22–34 годам. В результате на учете в диспансерах среди взрослых умственно отсталых свыше 60% молодых людей (18–25 лет), 12,5% взрослых и 0,75% отсталых старше 55 лет. Эти цифры не отражают истинного количества умственно отсталых, так как одна значительная часть, будучи компенсированными, снимается с учета, а другая — кодифицируется под иными диагнозами: органическое поражение ЦНС 6,8%, шизофрения 7,6% (Сухотина Н. К., 1982).

Распространенность умственной отсталости в разных странах в середине XX века, судя по исследованиям A. Kushlick (1968); J. Tizard (1953); L. Wing (1970), составляет около 1% популяции. По материалам ВОЗ того же времени, чило лиц, отстающих в развитии, больше — 1–3%. Примерно эти же цифры (0,39–2,7%) приводят в разных странах и в настоящее время. Фактическое число выявляемых умственно отсталых индивидов в Дании составляет — 0,43%; в Швеции — 0,32% (Grunewald K., 1969).

Несмотря на указанную распространенность и большой процент тяжелых форм, выявляется только часть от всего контингента, что ухудшает возможности по организации своевременных коррекционных и лечебных мер. Так, в одной из областей выявляется 19 умственно отсталых на 1000 подростков (Брызгин М. Б., 1995). В другой области среди детей с психическими расстройствами — 20,9% детей с умственной отсталостью. При этом за три года произошло увеличение выявляемых больных в полтора раза, что связывают с интеграцией психиатрической службы с педиатрической (Шалиткина Л. А. с сотр., 1995).

За период с 1991 до 2000 года число впервые выявленных умственно отсталых детей и подростков возросло с 77,6 до 139,8 на 100 тыс. населения, т. е. увеличилось на 80,2%. Амбулаторный контингент умственно отсталых детей и подростков за это же время увеличился на 18,1% (Гурович И. Я., Волошин В. М., Голланд В. Б., 2002).

Читайте также:  Как ветерану труда получить участок земли в московской области

В структуре психической патологии у детей, получающих помощь в психиатрических учреждениях, умственная отсталость встречается в 28,65%, а у подростков — в 50,71%. Такой рост объясняется выявлением этой патологии в основном в детском возрасте. Значение умственной отсталости — в социальной дезадаптации, к которой она приводит детей и подростков. Около 60% всех молодых инвалидов по психическому заболеванию составляют лица с умственной отсталостью. Она оказывается тесно связанной с молодежной преступностью, ранним алкоголизмом и наркоманией. Доля легкой умственной отсталости в общей массе данной патологии — 80% (Миронов Н. Б., 2000).

Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000–2018 годах Текст научной статьи по специальности; Науки о здоровье

Если различия между величинами показателя среднего по стране и показателя для детского населения постепенно сглаживаются, то различия между величинами показателя среднего по стране и показателя общей заболеваемости подросткового населения увеличиваются.

Так, если в 2000 г. показатель общей заболеваемости детей был выше среднего по стране в 1,2 раза, то к 2018 г. эти различия практически сгладились, однако и в 2018 г. общий показатель детской заболеваемости всё же оставался, хотя и незначительно, выше среднего по стране (2693,4 против 2677,8).

10. Макушкин Е.В., Демчева Н.К., Творогова Н.А. Психические расстройства в детском и подростковом возрасте у городских и сельских жителей российской федерации в 1991-2012 гг. (эпидемиологическое исследование) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014. Т. 114, № 1-2. С. 3-14.

Что касается количества детей и подростков в РФ с впервые зарегистрированной психической патологией в соответствующем году, то здесь снижение численности пациентов было более значительным. Число впервые зарегистрированных детей в РФ в 2000 г. составило 164 393, а в 2018 г. — 131 506 и снизилось на 20,0% (в городе — на 20,4%, в селе -на 18,7%). Так же, как это наблюдалось в отношении абсолютных значений общей заболеваемости, абсолютные значения первичной заболеваемости подростков снизились в большей степени. Число впервые зарегистрированных подростков в РФ в 2000 г. составило 40 594, а в 2018 г. — 21 731 и снизилось на 46,5%. В городе это снижение составило 39,7%, в селе — 60,1%.

В одномоментном обсервационном исследовании изучена динамика показателей детской и подростковой заболеваемости в сравнительном аспекте в Российской Федерации в 2000-2018 гг. Установлено, что на фоне снижения численности детского и подросткового населения имеются показатели заболеваемости психическими расстройствами, превышающие заболеваемость взрослого населения в Российской Федерации, а также отмечен рост психотических расстройств у детей. Выявленные тренды указывают на необходимость совершенствования организации психиатрической помощи указанным категориям населения, включая рассмотрение и утверждение на уровне ведомства и правительства приоритетных программ, направленных на укрепление психического здоровья детей и подростков страны. Ключевые слова: детская психиатрия; заболеваемость; дети; подростки; эпидемиология

Статистика детей

Количество одиноких матерей пополняет и статистика разводов после рождения ребенка – подавляющее большинство их происходит в первый год после появления малыша. В 2012 году в стране насчитывалось более 6 млн. неполных семей. Из них свыше 5,5 млн. – одинокие женщины, остальные полмиллиона – мужчины, воспитывающие детей. Как показывает статистика разводов с детьми, из общего числа распадающихся семей ее доля показывает снижение по годам:

Статистика насилия детей отображает заметный рост подобных преступлений. По данным Следственного комитета за три месяца 2015 зарегистрирован 1101 случай насилия над несовершеннолетними, пострадавшими было признано более 4 тыс. С 2012 по 2015 год количество насильственных преступлений увеличилось на 15,4%.

Статистика детей сирот на март 2017 года насчитывала около 57 тыс. несовершеннолетних, включая социальных сирот и брошенных малышей. На начало 2014 года эта цифра достигала 107,8 тыс., что показывает почти двукратное уменьшение. Но и сегодня статистика брошенных детей превышает данные послевоенного времени.

Особую категорию составляют недоношенные младенцы, то есть родившиеся на сроке беременности от 28 до 38 недель. Статистика смертности недоношенных детей в России составляет около 75% от общего количества преждевременно родившихся. Подобная проблема существует во многих странах мира. Она связана с низким уровнем социального или медицинского обеспечения.

В мире 25 мая считается Международным днем пропавших детей, а 1 июня – День защиты. Действительно, сегодня перед планетой стоит сложная задача по защите подрастающего поколения. Несмотря на рост рождаемости в развивающихся странах, велика и их смертность. Как показывает статистика детей, перечень факторов, которые требуют пристального внимания со стороны правительства достаточно длинный. Сюда входят неполные семьи, переполненные детские дома, низкий уровень жизни граждан, злоупотребления должностными полномочиями, опасные заболевания.

Статистика специальной педагогики

В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8 -1З лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения). В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья, которых ограничены вследствие хронических заболеваний. Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности. Предметные области современной специальной педагогики

Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. 1. Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития.

Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.

Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности. Тем не менее, абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор статистических данных в развивающихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные, например, европейским критериям, данные о количестве различных категорий лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с от­сутствием специальных профильных образовательных учрежде­ний на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного ап­парата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и спе­циалистов для обучения детей этой категории.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жиз­недеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особен­но в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в воз­расте 8-13 лет (это связано с поздним сроком выявления откло­нения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения).

Тем не менее сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными катего­риями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности состав­ляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показате­ли, что позволяет опираться на статистические данные при опре­делении направлений в социальной политике государства, в орга­низации системы образования, здравоохранения, социальной за­щиты, в финансировании и планировании развития этих социаль­ных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс. человек прихо­дится 3 слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет при­ходится 4-5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испы­тывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новоро­жденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.

В нашей стране также ведется статистический учет лиц с огра­ниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребно­стями. О детях дошкольного возраста относительно полные ста­тистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.

В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к катего­рии детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в до­школьных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми.

Оцените статью
Решаем Жилищные споры и нетолько