Стандарт по доходам в бюджетном учреждении резерв по сомнительным долгам

Какими бухгалтерскими записями бюджетное учреждение отражает создание и использование резерва по сомнительным долгам (КОСГУ, АнКВД, КВР)? Каков порядок отражения резерва по сомнительным долгам в ф

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящий момент конкретный порядок расчета резерва по сомнительной задолженности и необходимые для его отражения корреспонденции счетов отсутствуют как в самом Стандарте «Доходы», так и в Инструкции N 174н. Списание дебиторской задолженности по доходам отражается с использованием счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами», дальнейшее наблюдение за такой задолженностью осуществляется на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность». Резерв по сомнительной задолженности не формируется на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и не отражается в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738).

Обоснование вывода:
Формирование резерва по сомнительной задолженности предусмотрено п. 11 Стандарта «Доходы». Так, согласно положениям данного пункта, сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (далее — сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.
Однако в настоящий момент конкретный порядок расчета такого резерва и необходимые для его отражения корреспонденции счетов отсутствуют как в самом стандарте, так и в Инструкции N 174н. Исходя из типовых корреспонденций, предусмотренных Инструкцией N 174н, и разъяснений специалистов финансового ведомства, не существует механизма списания сомнительной дебиторской задолженности по доходам с одновременным отражением ее в составе расходов (резервов предстоящих расходов), отражаемых на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». Также не предусмотрены отдельные корреспонденции по формированию на балансовом учете такого резерва. При этом в настоящий момент порядок учета сомнительной дебиторской задолженности по доходам следующий.
Решение о несоответствии задолженности критериям признания ее активом должно быть принято комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции N 157н, п. 11 Стандарта «Доходы»).
Дебиторская задолженность признается сомнительной, если у учреждения отсутствует уверенность по поступлению в обозримом будущем (не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность) денежных средств или их эквивалентов в ее погашение, в отношении такой задолженности не соблюдаются требования о соответствии задолженности критериям признания актива, и, соответственно, такая задолженность не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов (письмо Минфина России от 17.04.2019 N 02-07-10/27662).
Уменьшение финансового результата текущего года при выбытии с балансового учета сомнительной дебиторской задолженности обособляется на счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» по подстатье 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» КОСГУ (смотрите письма Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-10/31169, от 14.06.2019 N 02-07-10/43339, п. 94 Инструкции N 174н).
Применение кодов (составных частей кодов) бюджетной классификации РФ при формировании номеров счетов бухгалтерского учета рабочего плана счетов осуществляется бюджетными учреждениями в соответствии с требованиями:
— п.п. 21, 21.1, 21.2 Инструкции N 157н;
— п. 2.1 Инструкции N 174н.
В соответствии с п. 2.1 Инструкции N 174н и п. 21.2 Инструкции N 157н в 15-17 разрядах номера счета отражается аналитический код вида поступлений или аналитический код вида выбытий, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
Отметим, что положения п. 2.1 Инструкции N 174н не устанавливают детальный порядок формирования номера счета 0 401 10 173, следовательно, 15-17 разряды данного счета формируются в общем порядке.
Согласно Контрольным соотношениям к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений при формировании Справки (ф. 0503710) в 15-17 разрядах счета 0 401 10 173 могут быть указаны нули. Вместе с тем не исключаем и указания той статьи аналитической группы подвида доходов, по которой отражена списываемая дебиторская задолженность. Окончательное решение о порядке формирования 15-17 разрядов номера счета 0 401 10 173 рекомендуем согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, а именно по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета, и (или) органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.
С момента принятия профильной Комиссией учреждения решения о выбытии с балансового учета дебиторская задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» (п. 339 Инструкции N 157н). Главная цель забалансового учета списанной дебиторской задолженности — наблюдение за возможностью ее взыскания. Таким образом, учет задолженности на счете 04 «Сомнительная задолженность» осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе:
— в случае изменения имущественного положения должника;
— до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств;
— до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
В свою очередь, списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения профильной комиссии о признании ее безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.
Таким образом, в бухгалтерском учете учреждения на основании решения комиссии могут быть оформлены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 401 10 173 Кредит 0 205 ХХ 66Х (0 209 ХХ 66Х)
— отражено списание с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной Комиссией, не соответствующей критериям признания ее активом;
2. Увеличение забалансового счета 04
— списанная с балансового учета дебиторская задолженность принята на забалансовый учет.
Как видно из приведенной корреспонденции, резерв по сомнительной задолженности не отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов», так как на данном счете отражаются резервы, создаваемые по обязательствам учреждения (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Вместе с тем информация о суммах сомнительного долга в целях наблюдения в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации способом, отражается на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».
Показатели, отражающие информацию об операциях по принятию и исполнению расходных (денежных) обязательств, подлежащих исполнению в соответствии с условиями договоров, положениями законов, иных нормативных правовых актов в течение текущего (отчетного) финансового года, а также в иных финансовых годах, следующих за текущим финансовым годом, в соответствии с положениями Инструкции N 33н отражаются в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Дебиторская задолженность по доходам не является обязательством учреждения, поэтому факт ее списания с балансового учета в ф. 0503738 не отражается.
Вместе с тем информация о показателях, отраженных в Справке (ф. 0503710) по счету 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами», раскрывается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).

26. Стоимостная оценка резервов подлежит ежегодному пересмотру и, при необходимости, корректировке до текущей обоснованной оценки на годовую отчетную дату и (или) на дату составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации субъекта учета.

— резерв по реструктуризации признается в отношении обязательств, соответствующих положениям пунктов 9 и 13 настоящего Стандарта, в сумме прямых затрат, возникающих вследствие реструктуризации деятельности, за вычетом уже признанных на отчетную дату затрат по реструктуризации деятельности;

36. Информация о праве субъекта учета на имущество, возникающее в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, при наступлении независимо от воли субъекта учета в обозримом будущем событий (далее — условные активы) подлежит раскрытию субъектом учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности без признания активов в бухгалтерском учете.

31. Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации списывается в случае изменения условий использования объекта основных средств, предусмотренных договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), в результате которого у субъекта учета более не возникает обязанность по осуществлению расходов на демонтаж и (или) вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором данный объект расположен. Балансовая стоимость будущих расходов на демонтаж и вывод указанного объекта основных средств из эксплуатации, учитываемых в составе нефинансовых активов на момент принятия решения о списании резерва на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, относится на уменьшение ранее сформированного резерва. Разница между балансовыми стоимостями резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации и будущих расходов на демонтаж и вывод из эксплуатации относится на финансовый результат текущего периода.

Читайте также:  Мри Продаже Дома В Котором Прописан Ребенок Имеет Ли Право Продать Дом

Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, не признается в бухгалтерском учете в случае отсутствия претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) предъявления судебного акта, основания для обжалования которого отсутствуют. В указанном случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Обратите внимание: выбытие с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала (п. 11 ФСБУ «Доходы»).

Сомнительный долг — это любая задолженность перед учреждением, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, при условии, что эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учитывая изложенное, дополнительная регламентация порядка использования резерва по сомнительной задолженности (учетный показатель уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) показатель задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта (правового акта исполнительного органа власти) не требуется.

23. Резерв по реструктуризации оценивается в сумме обязательств, возникающих вследствие реализации мероприятий по реструктуризации деятельности без учета обязательств, связанных с текущей деятельностью субъекта учета, в том числе обязательств по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению.

Вы нашли информацию, которую искали?
Да, то что нужно, спасибо.
26.6%
Еще нет, поищу на Вашем сайте.
53.9%
Да, но лучше проконсультируюсь со специалистом.
19.5%
Проголосовало: 282

31. Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации списывается в случае изменения условий использования объекта основных средств, предусмотренных договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), в результате которого у субъекта учета более не возникает обязанность по осуществлению расходов на демонтаж и (или) вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором данный объект расположен. Балансовая стоимость будущих расходов на демонтаж и вывод указанного объекта основных средств из эксплуатации, учитываемых в составе нефинансовых активов на момент принятия решения о списании резерва на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, относится на уменьшение ранее сформированного резерва. Разница между балансовыми стоимостями резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации и будущих расходов на демонтаж и вывод из эксплуатации относится на финансовый результат текущего периода.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 мая 2017 г., регистрационный номер 46606).

12. Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.

Резерв — обязанность по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством Российской Федерации требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права, с ненаступившим сроком его исполнения (предъявления), имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования, в частности:

Формирование и учет резервов

2) по обязательствам, возникающим в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе о создании, изменении структуры (состава) его обособленных подразделений и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о его реорганизации либо ликвидации;

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н[1] на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения, принимаемые к бухгалтерскому учету в соответствии с положениями СГС «Резервы»[2].

При этом, если кредиторская задолженность по коммунальным услугам не отражена в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного учреждения и не предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований, а также отсутствует основание для обжалования судебного акта, резерв по исполнению решения суда в отношении уплаты основного долга (по коммунальным услугам) перед юридическим лицом не формируется. В этом случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).

Резервы на оплату отпусков отражаются на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях формирования полной и достоверной информации об отложенных обязательствах государственного учреждения по методу начисления, предусматривающему признание расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения.

Резерв – это обязанность по осуществлению расходов в целях выполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с ненаступившим сроком его выполнения (предъявления), имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) выполнения (предъявления) требования.

Если сумма признанного резерва оказалась больше, чем необходимо для исполнения обязательств, то неиспользованная сумма резерва списывается с отнесением на уменьшение расходов текущего периода. Если меньше – то разница между суммой признанного резерва и затратами по исполнению обязательства признается расходами текущего периода.

Стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» определяет само понятие резервов и условных обязательств, устанавливает порядок признания и оценки резервов, порядок последующей оценки резервов, а также структурирует процесс раскрытия информации о резервах, об условных обязательствах и условных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности (начиная с отчетности 2020 г).

При оценке величины резерва не принимаются в расчет:

  • суммы налогов, подлежащие уплате в связи с исполнением обязательства;
  • суммы ожидаемых встречных требований или суммы требований к другим лицам в возмещение расходов, планируемых при исполнении обязательства;
  • поступления, ожидаемые от выбытия активов, связанных с исполнением обязательства.
    ВНИМАНИЕ: Для отдельных видов резервов существуют свои особенности учета:

    Стандартом установлены общие Критерии признания резервов:

  • у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;
  • размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтверждён расчётно или документально;
  • момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.
    А также Критерии в зависимости от вида обязательства:
  • Резерв по гарантийному ремонту признается в момент передачи работ, услуг, товаров заказчику согласно договору гарантийного ремонта, текущего обслуживания.
  • Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков на дату получения претензионного требования или на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству.
  • Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.
  • Резерв по реструктуризации признается при соблюдении общих критериев признания резервов и в случае, когда субъект учета располагает планом реструктуризации деятельности или план реструктуризации деятельности будет реализован в обозримом будущем.
  • Резерв по убыточным договорным обязательствам признается на дату подтверждения убыточности дальнейшего исполнения договора.
  • Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается: — на дату признания в бухгалтерском учете объекта основных средств, условия эксплуатации которого согласно договору предусматривают осуществление субъектом учета расходов при выводе объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором объект расположен.
    — на дату признания объекта основных средств, полученного от другой организации государственного сектора, по которому существует обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации, предусмотренная договором, устанавливающим условия использования объекта.

    Читайте также:  Процесс Блокировки Карты За Долги По Коммуналке

    В первой публикации этой серии эксперт Ирина Черная рассказала об особенностях применения стандарта «Влияние изменений курсов иностранных валют». Во второй части рассмотрим еще один утвержденный стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»: к каким объектам бухучета применяется, что представляет из себя «резерв», каковы критерии его признания и оценки.

    В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

    Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

    Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.

    Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

    По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.

    Резерв по сомнительным долгам

    Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
    Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

    Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

    • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
    • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
    • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

    Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    ПРИМЕР 1. В организации по итогам квартальной инвентаризации выявлена сомнительная задолженность в сумме 12 тыс. руб. по расчетам за реализованные товары. По данной задолженности был сформирован резерв в размере 100%. На дату создания резерва в бухучете будет содержаться следующая проводка:

    Рекомендация Р-108/2019 — КпР «Резерв сомнительных долгов»

    — информация о финансовых проблемах должника, таких как оспаривание сделок в значительных объемах в суде, значительный объем просроченной дебиторской задолженности у должника; плохие показатели ликвидности, информация о возникновении дефолтов по исполнению обязательств должника перед иными кредиторами и т.п.;

    В соответствии с ч. 1 ст.30 402‑ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона.

    В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 данного Положения, использует последовательно следующие документы:

    По требованиям ранее действовавшего IAS 39 резерв под обесценение дебиторской задолженности создавался лишь в том случае, если уже произошли события, свидетельствующие о вероятном неполучении всей суммы долга в установленный срок с дебитора. Новый IFRS 9, в отличие от IAS 39, требует создавать резерв исходя из прогнозов возможного наступления указанных событий в будущем.

    4. При оценке величины резерва сомнительных долгов принимаются в расчет факторы и обстоятельства, влияющие на вероятность погашения задолженности в полной сумме в установленный договором срок. Такими факторами и обстоятельствами, в частности, могут являться:

    Например, учреждение занимается производством и продажей товаров, оказанием услуг. После продажи товара или оказания услуги возможны случаи наступления гарантийных обязательств в части гарантийного ремонта или гарантийного обслуживания. В целях равномерного списание расходов для выполнения гарантийных обязательств учреждение формирует соответствующих резерв.

    Например, в учреждении планируется провести реструктуризацию. Формирования резерва в части реструктуризации может включать: расходы на консультационные услуги для организации процесса реструктуризации; прекращение договора аренды помещения, а как следствие — расходы за неустойку; сокращение штата сотрудников, что приведет к затратам на переобучение/перемещение оставшихся работников.

    Обратите внимание: часто бухгалтера при работе с резервами не разделяют два понятия: резерв предстоящих расходов и расходы будущих периодов. Необходимо отметить, что расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы, где размер и признание по периоду в бухгалтерском учете определены. Резервы предстоящих расходов — нет четкой суммы и времени исполнения.

  • резерв по сомнительным долгам (регулируется СГС «Доходы», утвержден приказом Минфина РФ от 27.02.2018 №32н, действует с 01.01.2019);
  • резерв на оплату отпуска сотрудников в будущем периоде (в 2020 г. — Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н; начиная с 01.01.2021 — СГС «Выплаты персоналу», утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 №184н).
    • у учреждения есть обязанность, сформированная в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
    • для исполнения сформированной обязанности необходимо будет выбытие активов;
    • размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
    • от действий учреждения не зависят момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер.

    Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

    1. Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

    Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

    В бухгалтерском учете резервы сомнительных долгов являются оценочными резервами. Эти резервы формируются на конец отчетного периода с целью доведения стоимости активов, представленных в бухгалтерском балансе, до их текущей (реальной) стоимости. На суммы образованных резервов уменьшается отраженная в бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность.

    Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

    Резервы по сомнительным долгам: формирование в бухгалтерском учете

    Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

    Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

    Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

    Читайте также:  Льготы Детям Чернобыльцев В России

    Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

    Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

    в) на основании указанного протокола оформляется распоряжение ОАО «РЖД» о создании резерва по сомнительным долгам за подписью старшего вице-президента, в ведении которого находятся вопросы финансово-экономического блока, с приложением таблицы с указанием филиалов ОАО «РЖД» и сумм создаваемого резерва.

    б) каждый член рабочей комиссии рассматривает указанный комплект документов в течение пяти дней с даты поступления. Результаты рассмотрения оформляются протоколом заседания рабочей комиссии с приложением таблицы с указанием филиалов ОАО «РЖД», контрагентов, предмета договора, статьи задолженности (в соответствии с разделом «Резерв по сомнительным долгам» формы «Приложение (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках») и суммы создаваемого резерва;

    3. Руководителям филиалов ОАО «РЖД» при принятии решения о создании резерва по сомнительным долгам, а также при подготовке заявок на его создание обеспечить соблюдение учетной политики ОАО «РЖД» и критериев признания дебиторской задолженности сомнительной согласно приложению N 1.

    а) филиал ОАО «РЖД» и подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», ответственные за расчеты с контрагентами, представляют заявку и комплект документов, необходимый для создания резерва по сомнительным долгам, согласно приложению N 2 в постоянно действующую рабочую комиссию по списанию дебиторской и кредиторской задолженности, созданную распоряжением ОАО «РЖД» от 13 июня 2006 г. N 1182р (далее — рабочая комиссия), не позднее 15 мая (при формировании отчетности за первое полугодие) и не позднее 10 декабря (при формировании годовой отчетности).

    • наличие документа органа исполнительной или судебной власти, информирующего о неудовлетворительном финансовом положении, возможном банкротстве, реорганизации должника или об иных факторах, препятствующих своевременному исполнению должником своих обязательств;
    • наличие документа компетентного органа, подтверждающего форс-мажорные обстоятельства, возникшие вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, связанные с существенными изменениями национальных или местных экономических и политических условий, стихийными явлениями (военными действиями, политическими волнениями, финансово-экономической нестабильностью (кризисом), пожарами, наводнениями и т.п.), препятствующими своевременному исполнению должником своих обязательств;
    • задолженность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных фондов, возникшая в связи с государственным регулированием цен и тарифов, источник финансирования которой по состоянию на дату принятия решения о создании резерва не предусмотрен в соответствующих бюджетах этих органов, а также задолженность иных дебиторов, погашение которой напрямую или опосредованно зависит от исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и внебюджетными фондами обязательств по компенсации выпадающих от регулирования цен и тарифов доходов ввиду отсутствия в их бюджетах соответствующих лимитов (средств);
    • задолженность со сроком возникновения более двенадцати месяцев, не погашенная в сроки, установленные договором, не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией, а также не подлежащая реструктуризации (оплате) в течение ближайшего отчетного года.

    На последнее число отчетного (налогового) периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности. Исчисляется новая сумма резерва, которая корректируется исходя из ограничения в 10% от размера выручки. Неиспользованный остаток резерва определяется как разница между суммой резерва на предыдущую отчетную дату и суммой безнадежных долгов, возникших за истекший период.

    Для подтверждения того, что на момент списания задолженность не погашена, нужны акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, а также документы о наличии соответствующего основания для признания задолженности безнадежной. Это может быть, например, выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации должника (письмо Минфина России от 14.03.2014 № 03-03-06/1/11063).

    С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о банкротстве гражданина и введении реструктуризации его долгов исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина (за некоторым исключением) приостанавливается.

    По итогам налогового периода 2017 года налогоплательщик исчисляет размер резерва в соответствии с тем, как это закреплено в учетной политике. И этот показатель не может превышать 10 % от выручки 2017 года. Однако в дальнейшем порядок расчета такого ограничения будет иным.

    Указанныеые признаки должны присутствовать в совокупности. При этом последующее обесценение залога не позволяет отнести задолженность к сомнительной. Но когда обеспечительные функции не соблюдаются по причине утраты залога, смерти поручителя и т.п., задолженность может быть признана сомнительным долгом.

    Стандарт по доходам в бюджетном учреждении резерв по сомнительным долгам

    В учете необходимо сформировать бухгалтерскую справку по форме 0504833 (п. 11 стандарта «Доходы»). Составляйте ее на основании данных инвентаризации и документов, которые подтверждают неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала. В справке сделайте запись:

    1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
    2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
    3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
    4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
    5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
    • дебет 91-2, кредит 63 – 7 000 руб. – создан резерв по сомнительному долгу;
    • дебет 91-2, кредит 63 – 3 000 руб. – доначислен резерв по сомнительному долгу;
    • дебет 63, кредит 76 – 10 000 руб. – безнадежная задолженность списана за счет резерва.

    Учитывая изложенное, дополнительная регламентация порядка использования резерва по сомнительной задолженности (учетный показатель уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) показатель задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта (правового акта исполнительного органа власти) не требуется.

    Исходя из положений пункта 6 Инструкции № 157н учреждение вправе утверждать в своей учетной политике отдельные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе по утверждению порядка формирования и отражения в бухгалтерском учете учреждения резерва предстоящих расходов, а также перечень расходов, в отношении которых формируется указанный резерв.

    Приказом Минфина России от 27.02.2021 № 32н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее — СГС «Доходы»), который вступил в силу с 1 января 2021 года.
    Согласно п. 11 СГС «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.
    Таким образом, СГС «Доходы» вменяет в обязанность всем учреждениям формировать в бухгалтерском учете резерв по сомнительной задолженности с 1 января 2021 года.
    Резервы сомнительных долгов создаются в учете учреждений с 2021 года только по дебиторской задолженности по доходам, признаваемой учреждениями сомнительной. Например, включать в резерв аванс поставщику, не возвращенный им в срок после расторжения договора, не нужно.
    СГС «Доходы» распространяется на следующие доходы: от реализации, собственности, штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. Администраторы доходов бюджетов учитывают, согласно СГС «Доходы», доходы от налогов, сборов и таможенных пошлин. По данным долгам нужно формировать резерв.
    В пункте 4 СГС «Доходы» перечислены виды доходов, к которым не применяется данный стандарт. В частности, СГС «Доходы» не применяется к доходам, возникающим в результате:

  • Оцените статью
    Решаем Жилищные споры и нетолько