Судебная практика по многодетным семьям

Решение № 2-2244/2017 2-2244/2017~М-1685/2017 М-1685/2017 от 26 июня 2017 г

Согласно положениям статьи 1 Закона МО от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Дело N4-АПГ16-44

Заявление мотивировано тем, что семья Кравцова И.А. имеет статус многодетной семьи и состоит из него самого, его супруги и троих несовершеннолетних детей: года рождения, фактически проживает в г. Ивантеевке Московской области. При этом административный истец имеет регистрацию по месту жительства в г. Ивантеевке, а супруга административного истца и дети зарегистрированы по месту жительства в г. Москве, где получили соответствующее удостоверение многодетной семьи и получают ряд предусмотренных федеральным законодательством и законами г. Москвы льгот и пособий. Истец же, не имея удостоверения многодетного отца, не может воспользоваться предусмотренными федеральным законодательством и законом Московской области льготами: бесплатным проездом, компенсацией коммунальных услуг, вычетом по транспортному налогу, возможностью обращения за получением земельного участка.

Согласно Порядку выдачи удостоверения многодетной семьи удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение (пункт 2) , для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (пункт 3) .

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Критерии, с которыми связывается выдача удостоверения многодетной семьи, не могут рассматриваться как снижающие уровень правовых гарантий для многодетной семьи, к чему фактически сводятся доводы административного истца, поскольку они не отменяют и не изменяют право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.

Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (часть 4 *** данного закона).

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно Порядку выдачи удостоверения многодетной семьи удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение (пункт 2), для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (пункт 3).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Кравцова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Московской области Колосовой Е.В., представителя Министерства социального развития Московской области Грачевой М.А., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Вы нашли информацию, которую искали?
Да, то что нужно, спасибо.
42.02%
Еще нет, поищу на Вашем сайте.
44.54%
Да, но лучше проконсультируюсь со специалистом.
13.45%
Проголосовало: 119

Судебная практика по многодетным семьям

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.

Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой — при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации — обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Между тем в системе как прежнего, так и действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования -правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Как следует из представленных материалов, в соответствии с Законом Алтайского края от 16 декабря 2002 года № 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (утратил силу в связи с принятием Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС) и на основании распоряжения Администрации Алтайского края от 28 ноября 2011 года № 497-р и постановлений администрации города Барнаула, принятых в 2012-2013 годах, гражданам, относящимся к льготным категориям (молодые семьи, одинокие матери (отцы), имеющие несовершеннолетних детей, граждане, имеющие трех и более детей), в 2013 году были предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства по договорам аренды или в собственность в поселке Бельмесево.

В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Решением Московского городского суда от 1 апреля 2013 г. заявление Молодцовой Н.П. удовлетворено частично, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 24 Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, пункт 2 этого же Положения в части слов «зарегистрированным органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве», пункт 2.5 Административного регламента в части слов «зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве». В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Читайте также:  Как Пополнить Льготную Транспортную Карту Через Сбербанк

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Указом Президента Российской Федерации №431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено: 1. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга: а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; б) установить для многодетных семей: скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок; в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков. Указ действует в редакции Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего ФИО14
судей ФИО13, Наумова А.А.
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истцов ФИО1 и ФИО3 решение Пущинского городского суда от по делу по иску ФИО1, ФИО2 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, ФИО3 к Администрации о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях предоставления земельного участка как многодетной семьи
заслушав доклад судьи ФИО13,
объяснения истцов ФИО1 и ФИО2, представителя ответчика — Администрации по доверенности Ж.

истцы ФИО1, ФИО2 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили признать незаконным отказ Администрации в постановке на учет в целях предоставления земельного участка как многодетной семьи и обязать ответчика принять решение о постановке их на учет в указанных целях.
В обоснование требований истцы указали, что отказ в удовлетворении поданного истцом ФИО1 заявления о постановке его семьи на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно основан на том, что мать детей истица ФИО2 с несовершеннолетним сыном И. зарегистрирована по месту жительства в . Однако фактически она и ребенок постоянно проживают в вместе с отцом детей истцом ФИО1, двумя другими несовершеннолетними детьми и двумя совершеннолетними детьми, в том числе истцом ФИО3, которому 18 лет исполнилось уже после подачи указанного выше заявления. По месту жительства в истица не производит регистрацию в связи с решением вопроса о приватизации квартиры в .
При таких обстоятельствах, полагали истцы, их семья является многодетной, проживает на территории более пяти лет, поэтому в соответствии с от с последующими изменениями имеют право на предоставление им земельного участка бесплатно, в чем им неправомерно отказано.
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 настаивали на удовлетворении иска.
Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражал.
Решением Пущинского городского суда от в иске отказано.
В апелляционных жалобах истцы ФИО1 и ФИО3 просят об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции на основании исследованных материалов дела установлено, что истцы ФИО1 и ФИО4 состоят в зарегистрированном браке, являются родителями троих несовершеннолетних детей: Е. и Н., родившихся , и И., рождения. Их сын ФИО3, истец по делу, родился .
По месту проживания по адресу: , мкр. В, постоянно с 2002 г. зарегистрированы квартиросъемщик истец ФИО1, ФИО3, 1994 года рождения, ФИО8, 1992 года рождения, ФИО9, 1990 г. рождения, и с 2003 года двое несовершеннолетних детей ФИО10 и ФИО3.
Один из родителей несовершеннолетних истица ФИО2 и несовершеннолетний ребенок И. в указанном жилом помещении и на иной жилой площади на территории не зарегистрированы, зарегистрированы постоянно по месту жительства в .
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что многодетная семья заявителя не отвечает требованиям закона, наличие которых дает право на предоставление земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод истцов о том, что законодательство не предусматривает в качестве условия приобретения земельного участка регистрацию по месту жительства.
В силу положений Постановления Правительства РФ от N 713 (ред. от ) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Отсутствие регистрации по месту жительства на территории одного из родителей многодетной семьи и одного из трех детей, не достигших совершеннолетнего возраста, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о том, что они не проживают на территории , и это является препятствием для реализации права истцов как многодетной семьи на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с указанным выше .
Что касается представленных истцами данных в обоснование своего утверждения о фактическом проживании названных лиц в , то Акт о проживании ФИО2 с 2002 г. и ФИО11 с 2006 г. в квартире по указанному выше адресу составлен со слов соседей по состоянию на , и сам по себе не может являться доказательством того, что эта квартира является их местом жительства места в смысле, установленном ст. 2 Закона РФ от (ред. от ) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от N 713 (ред. от ) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», согласно которым место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Такими доказательствами также не являются представленные истцами справки о том, что с августа 2012 г. ФИО15 И. посещает дошкольное учреждение в городском округе Пущино, а ФИО2 работает в Пущинском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, и оба наблюдаются в поликлиниках .
При этом в соответствии с приведенными выше нормами материального права местом пребывания является место, где гражданин временно проживает. Из имеющихся в деле свидетельств от и от на имя ФИО2 видно, что она и ФИО15 И. зарегистрированы по адресу: , мкр. В, как по месту пребывания, то есть временно.
Ссылка в апелляционных жалобах на то, что о постоянном проживании названных выше лиц в указанной квартире свидетельствуют квитанции об оплате коммунальных платежей с учетом их проживания в жилом помещении, не соответствует материалам дела, в котором таких данных нет.
Судебное решение об установлении юридического факта проживания ФИО2 и ФИО2 постоянно на территории в течение пяти лет отсутствует.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления земельного участка семье ФИО15, поскольку один из родителей и несовершеннолетний ребенок не проживают на территории , что не соответствует порядку, установленному от N 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в » для постановки многодетной семьи на учет для предоставления земельного участка.
Указание в апелляционных жалобах на то, что на момент подачи истцом ФИО1 заявления о постановке семьи на учет в целях предоставления земельного участка, истцу ФИО3 еще не исполнилось 18 лет, не является основанием для отмены решения суда, так как истец ФИО1 не являлся отцом одиночкой, имеющим троих несовершеннолетних детей, поэтому вопрос о постановке семьи на учет как многодетной в соответствии с приведенными выше нормами Закона правильно рассмотрен с учетом проживания на территории только одного из родителей.
Что касается ссылки о нарушении процедуры рассмотрения исследуемого заявления истца ФИО12, то суд правомерно исходил из того, что это заявление рассмотрено повторно, ранее в установленном порядке по результатам решения соответствующей комиссии администрации от было постановлено отказать в постановке семьи на учет, у суда не имелось законных оснований считать отказ недействительным.
Выводы суда по существу решения обоснованы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Юрист оценила законность процедуры выселения многодетной матери из квартиры в Печатниках

В то же время, по словам Н.Дубровиной, она имеет служебный ордер, являющийся основанием для вселения в квартиру, наличие которого подтвердил также Люблинский районный суд в 2019 году. Однако, как отметила женщина, сотрудники Департамента городского имущества города Москвы (ДГИ) якобы отрицают наличие данного ордера и не признают многодетную семью нуждающейся в социальном жилье.

Читайте также:  Сколько стоит прибывание ребенка в детском саду в альшеевком районе

Как накануне сообщила «Московской газете» мать пятерых детей Наталья Дубровина, 7 декабря в 10 часов утра в их квартиру, расположенной в доме 18 по улице Кухмистерова, ворвались предположительно представители Департамента городского имущества город Москвы и судебные приставы с целью выселения их семьи из квартиры. Исполнители действовали, опираясь на судебное решение от 2014 года, согласно которому Наталья и ее дети проживают по указанному адресу незаконно.

С целью получения компенсации причиненного морального ущерба в связи с вторжением по месту проживания неустановленными лицами, отказавшимися представиться и показать документы, гражданка вправе подать иск в суд по месту нахождения службы приставов. Для этого в суде понадобится доказать, что был нарушен порядок выселения (должника не уведомили об исполнительном производстве, не предоставили срока для добровольного исполнения и так далее). Как оценит суд отказ должностных лиц при исполнении подтвердить личность и предоставить документы – предсказать сложно, но, безусловно, эти действия нарушают порядок исполнительных действий. Люди должны иметь возможность удостовериться, что перед ними представители власти, а не преступники. То, что в квартире были дети на момент инцидента, тем не менее, не исключает возможность исполнительных действий, если был соблюден порядок предупреждения, должник уведомлен о выселении и добровольно не исполняет законные требования пристава.

Как уже было сказано, по общепринятым правилам при выселении приставы предоставляют семьям время для добровольного исполнения судебного решения и исполнительных документов. По ст.434 ГПК РФ родители, а также пристав может заявить в суд прошение об отсрочке исполнения решения о выселении, если имеются такие уважительные причины, как болезнь выселяемых, наличие несовершеннолетних детей, отсутствие иного жилья, пригодного для проживания и при этом у семьи нет финансовой возможности оплатить его аренду.

В данном случае несовершеннолетние дети, зимние месяцы, отсутствие другого жилья, пригодного для проживания, а также период пандемии, безусловно, являются заслуживающими удовлетворения основаниями для отсрочки исполнения судебного решения. При этом выселяемой женщине нужно понимать, что исполнители все равно к ней заявятся после истечения периода отсрочки для принудительного выселения, пока не отменено соответствующее судебное решение.

Что положено многодетным семьям

Mнoгoдeтнaя ceмья — ячeйкa oбщecтвa, кoтopaя coдepжит вcex coвмecтнo poждeнныx (или ycынoвлeнныx/yдoчepeнныx) дeтeй или дeтeй, ocтaвшиxcя oт бывшиx coюзoв. Ecли мaть и oтцa лишили poдитeльcкиx пpaв, либo oни oтклoняютcя oт вocпитaния дeтeй или oтпpaвили иx в пpиют, тaкжe нe мoгyт cчитaтьcя мнoгoдeтными и иcпoльзoвaть пpивилeгии.

  • cпpaвки oт вpaчa нa бecплaтныe мeдикaмeнты для peбeнкa, млaдшe шecти лeт;
  • пepвooчepeднyю мeд.пoмoщь в гoc.бoльницax;
  • бecплaтныe витaмины для нecoвepшeннoлeтниx;
  • бeзвoзмeздныe дeтcкиe зaвтpaки и oбeды в шкoлax;
  • бecплaтный oтдыx в пиoнepлaгepяx и пpoфилaктopияx PФ;
  • пoлyчeниe шкoльнoй и cпopтивнoй oдeжды;
  • eжeмecячнo — oднo бecплaтнoe пoceщeниe кaкoгo-либo мyзeя или пapкa кapyceлeй.

Poдитeли c бoльшим кoличecтвoм дeтeй мoгyт cтaть oблaдaтeлeм зeмeльнoй тeppитopии, paзмepoм дo 15 coтoк. Пpaвo нa зeмлю пpeдпoлaгaeт иcпoльзoвaниe yчacткa пoд oгopoдничecтвo, или cтpoитeльcтвo дoмa, дaчи. B cвoeм кoнкpeтнoм peгиoнe мнoгoдeтныe poдитeли мoгyт дoбивaтьcя oтpeзкa зeмли нe мeнee 6 coтoк.

B Poccийcкoй Фeдepaции в paзныx peгиoнax и гocyдapcтвoм пpoвoдитcя пoмoщь для ceмeй, нaзывaeмыx мнoгoдeтными. Пoнятиe «мнoгoдeтнaя ceмья» в кaждoм peгиoнe и oблacти paзнoe — вce зaвиcит oт дeмoгpaфичecкиx, нaциoнaльныx и кyльтypныx фaктopoв, a тaкжe oт кoличecтвa pacпpeдeлeния дeнeг.

  1. Дocpoчный yxoд мaтepи нa пeнcию пpи ycлoвияx:
    • cтaж тpyдa oт 15 лeт;
    • вoзpacт 56 лeт, ecли в ceмьe 4 дeтeй;
    • вoзpacт 57 лeт, ecли в ceмьe 3 дeтeй.
  2. Нeoплaчивaeмый дoпoлнитeльный oтпycк нa двe нeдeли, кoтopый, пo жeлaнию, мoжнo coeдинить c ocнoвным. Baжнoe ycлoвиe — нe мeнee 3 нecoвepшeннoлeтниx дeтeй в ceмьe.
  3. Ecли в нeдeлe 40 paбoчиx чacoв — мoжнo пoлyчить oдин вcпoмoгaтeльный oплaчивaeмый выxoднoй.
  4. 3a кaждoгo нoвopoждeннoгo — пoлyчeниe дoпoлнитeльныx пeнcиoнныx бaллoв в oтпycкe пo yxoдy зa peбeнкoм дo 1,5 лeт. Дaнныe бaллы пoвышaют paзмep ocнoвнoй пeнcии (кaждый paбoчий гoд oцeнивaeтcя пeнcиoнными бaллaми, oт кoтopыx зaвиcит пeнcия в бyдyщeм). Cyммa пepиoдoв дeкpeтa нe дoлжнa пpeвышaть шecти лeт.

1. Закон города Москвы от 03.11.2004 № 67 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»2. Постановление Правительства Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи»

Для оформления выплаты многодетным семьям в Москве при обращении в МФЦ при себе нужно иметь документ, удостоверяющий заявителя, а также реквизиты учреждения и расчетного счета, куда непосредственно будет осуществляться перечисление компенсационных выплат.

Ч тобы оформить и получить выплаты многодетным семьям в Москве необходимо обращаться в Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг либо через Интернет – портал mos.ru. МФЦ работает без выходных и перерывов с 8-00 до 20-00.

Многодетная семья — семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет.

3. Постановление Правительства Москвы от 28.12.2016 № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченной) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям»

Повторюсь, я зарегистрирован в Московской области по месту жительства и именно я являюсь заявителем в Управление, именно мои права нарушены, так как дети фактически (и юридически) проживают со мной, что подтверждается свидетельствами о регистрации их по месту пребывания на 5 лет («временного проживания», согласно определению понятия в законе), справками из образовательных учреждений.

Тут можно изложить то, что фактически проживают дети с отцом и матерью тут, с какого срока, в какие образовательные учреждения ходят, то, что стоят на учёте в медицинских учреждениях. Все эти сведения лучше всего подкрепить справками из садиков, школ. Из медучреждения суд сам запросит сведения.

30.12.2015 года я обратился в Nское управление соцзащиты с заявлением на выдачу удостоверения многодетного отца. При этом я приложил свидетельства о рождении на всех (троих) детей, свидетельство о заключении брака, документы о проживании детей в г. N совместно со мной (свидетельства о регистрации по месту прибывания на 5 лет), СНИЛСы, фотографию и иные документы. Так же предоставил удостоверение многодетной семьи г. Москвы на жену и детей, документы о неполучении ряда льгот в г. Москве женой, но сотрудник управления сказал, что пока это не нужно, так как мне не дадут и удостоверение многодетного отца в связи с отсутствием регистрации детей в г. N.
Действительно, впоследствии, ответом №19-33 02-87 исх. от 29.01.2016 г. на моё заявление Nское Управление социальной защиты населения отказало мне в выдаче статуса многодетного отца и мерах социальной поддержки, сославшись на отсутствие регистрации по моему месту жительства детей и жены и на ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункт 18 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учёта…, утв. постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства, что подтверждается многочисленной судебной практикой практикой (Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2013 N 5-АПГ13-24, Апелляционное определение Московского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-17055/2015, Апелляционное определение Московского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-16918/2015, Апелляционное определение Московского областного суда от 06.07.2015 по делу N 33-16071/2015, Апелляционное определение Московского областного суда от 17.06.2015 по делу N 33-12789/2015 и т.д.)
Фактически это устоявшаяся судебная практика. Кроме того, Конституционный суд, Верховный суд неоднократно ссылались по самым разным поводам на недопустимость установления льгот, материальной помощи в зависимости от регистрации, так как это прямо нарушает абзац 2 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 ст. 5 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области». (такой же порядок указан для Санкт-Петербурга и области)
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).

Читайте также:  Есть Долги По Кредитам У Судебных Приставов Могут Ли Арестовать Билеты На Самалет В Сочи

В соответствии с ч. 2 ст. 62 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

«По итогам ежегодного послания президента правительству поручено до 1 июля подготовить предложения по формированию единой системы поддержки российских семей с детьми. С целью реализации данного поручения предлагаем разработать новый федеральный проект «Многодетная страна», включив его в национальный проект «Демография»», — отмечено в письме.

В предложении о поддержке многодетных семей также указано, что можно предусмотреть возможность увеличения размера родового сертификата, индексацию пенсий работающим родителям-пенсионерам многодетной семьи и господдержку семейного отдыха в размере 50% от стоимости путевки.

Ответ: Получить социальные выплаты и пособия по временной регистрации в Москве можно, если постоянная регистрация многодетной семьи также в субъекте Москва (Новая Москва включительно). Часто временная регистрация по фактическому месту проживания необходима одному из супругов или детям. Например, чтобы прикрепить детей к нужному детскому саду или школе. Или если родители не хотят выписываться из собственного жилья по каким-то причинам.

Ответ: Таких причин несколько. В том числе несоблюдение правила «не ухудшать жилищные условия». К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: изменение порядка пользования жилыми помещениями путём совершения сделок, обмен жилыми помещениями, изменение состава семьи (в том числе при разводе), вселение в жилое помещение иных лиц, выдел доли собственниками жилых помещений, отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения. И это логично. Ведь если можно было бы накануне получения жилья, например, сократить метраж за счет регистрации не членов семьи или передать жилье или его часть другим лицам, то расчет полагающегося вам жилья или компенсации возрастет. Или, если вы развелись, то, может быть, по метражу вы уже не попадаете под категорию «нуждающихся». В то же время можно без риска зарегистрировать своих родных детей, нетрудоспособных родителей с некоторыми условиями.

Ответ: Это решение можно обжаловать на районной комиссии по оказанию адресной социальной помощи жителям Москвы. Причин может быть масса. Например, часто встречаются случаи, когда из-за лишних 30 кв. см жилплощади семья не получает статус «малоимущая». Такие случаи, как правило, разрешаются на комиссии в пользу семьи.

Судебное делопроизводство

В соответствии с п.5 прим 1 указанного Закона, включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется применительно к условиям соответствующего населенного пункта Нижегородской области либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

Закон Нижегородской № 168-3 предусматривает, что предоставление многодетным семьям земельных участков, включенных в Перечни земельных участков соответственно из земель, находящихся в государственной собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для бесплатного предоставления многодетным семьям в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства или огородничества (далее — Перечень), осуществляется применительно к условиям соответствующего населенного пункта Нижегородской области либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

Строительство объектов инженерной инфраструктуры к данным земельным участкам осуществлялось за счет средств выделенных в рамках областной целевой программы «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области на 2013-2017 годы».

Согласно п.5 статьи 3 Закона Нижегородской области от 01.12.2011 года №168-3 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области», органы, указанные в части 3 цитируемой статьи, ежегодно в срок до 01 марта текущего года формируют и утверждают перечни земельных участков соответственно из земель, находящихся в государственной собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для бесплатного предоставления многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства или огородничества.

Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области на 2015-2020 годы, включено приложением 6 в государственную программу «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 года №302.

Как многодетной семье получить 450 000 ₽ на ипотеку для строительства дома

Это обычная и в целом нормальная практика: новая программа работает какое-то время, накапливаются сложные вопросы, анализируются отказы — и все это учитывается в поправках. Можете считать это совпадением, но сейчас учтены в том числе и ситуации, которые наши читатели описывали в комментариях под предыдущими разборами. Продолжайте оставлять свои замечания, чтобы господдержка в России становилась доступнее.

Многодетные семьи смогут получить до 450 000 Р для погашения кредита, который взяли на строительство дома или покупку недостроя. Закон уже подписан — и касается даже тех договоров, что заключены до 30 апреля 2021 года. Еще должны измениться правила, которые утверждает правительство, — но основные условия известны, их уже можно учитывать при сделках.

Поручители. Многодетный родитель может быть не заемщиком, а поручителем по кредиту. Раньше в погашении ипотеки отказывали: субсидия положена только многодетным заемщикам. Но теперь деньги выделят — при условии, что ипотека оформлена до принятого закона, а у многодетного поручителя есть право собственности на жилье или долю.

То есть на этапе строительства можно было купить только квартиру в многоквартирном доме. Если у семьи была или планировалась ипотека на строительство дома или недостроенный дом, погасить кредит за счет господдержки было нельзя: банки отказывали из-за формулировок в договоре. За первый год программы такие отказы получили почти 6 тысяч семей.

  1. Строительство жилого дома.
  2. Покупка дома, строительство которого не завершено.
  3. Покупка долей в праве общей собственности, если весь объект переходит родителю или супругам.
  4. Паевой взнос члена жилищно-строительного кооператива.
  5. Покупка жилья с неотделимыми улучшениями или ремонтом.
  6. Страховая премия за приобретаемое жилье.

Юрист оценила законность процедуры выселения многодетной матери из квартиры в Печатниках

Отмечу, что судебная практика по выселениям с детьми противоречива, в связи с чем Верховный суд в Постановлении Пленума от 02.07.2009 года № 14 рекомендовал при решении исков о выселении несовершеннолетних учитывать такие факторы, как законность проживания родителя с ребенком на данной жилплощади и наличие у семьи финансовых средств на приобретение или аренду альтернативного жилья.

В 2014 году ООН в Женеве был утвержден специальный акт, касающийся принудительных выселений. Этот документ, согласно его аннотации, направлен на информирование стран-участниц ООН и их граждан о правовых механизмах, содействующих защите прав граждан при принудительных выселениях. В соответствии с актом в странах-участницах «выселения должны тщательно планироваться, а также разрабатываться четкие процедуры, чтобы не допустить нарушений прав человека и обеспечить уважение человеческого достоинства». В частности, недопустимо выселять граждан при плохой погоде, в ночное время или когда их нет дома. Выселения не должны создавать угрозу для здоровья или жизни выселяемых. Кроме того, они должны осуществляться при четком соблюдении процедурных требований, гарантирующих соблюдение прав человека, включая присутствие представителей власти, возможность присутствия независимых наблюдателей, четкая идентификация лиц, проводящих выселения, наличие официального разрешения на выселение, а также предоставление четкой информации о предполагаемых действиях», – рассказала юрист «Московской газете».

Но это не освобождает сотрудников исполнительной системы от обязанности строго соблюдать законы при выполнении функций, которые на них возложены. Согласно ст.33 и ст.64 Закона №229 судебный пристав-исполнитель вправе применять меры принудительного исполнения в отношении имущества должника, а также в отношении самого должника по его месту жительства. Ломать дверь допустимо, если на это получено письменное решение старшего судебного пристава и есть судебное решение о выселении, гражданин о нем предупрежден, но отказывается добровольно исполнять. Выселение происходит при понятых, а свои полномочия на совершение действий исполнители обязаны по запросу жителей подтверждать служебным удостоверением и копией исполнительного листа. Если при выселении были нарушены права граждан, то они могут подать жалобу в течение 10 дней с момента совершения противозаконных действий старшему приставу или в суд. Также граждане имеют право на имущественную компенсацию ущерба, если в итоге незаконных действий пострадало их имущество и неимущественные права, в том числе право на безопасность здоровья должника и его несовершеннолетних детей.

«Я многодетная мать, у меня пятеро детей. В 1996 году мы переехали из Севастополя в Москву и заселились в квартиру дома 18 по улице Кухмистерова, выданную по ордеру Военно-политической академии им. Ленина. Сейчас мы прописаны в нежилом помещении по адресу 1-й Хорошевский проезд, дом 3, поскольку раньше военнослужащих и их семьи регистрировали при воинской части, но проживали они в таких квартирах, дожидаясь жилья по закону.

«Насколько я понял, ситуация с выселением все-таки была незаконной, точнее полузаконным. Наталье поступила информация из ДГИ о том, что она якобы отказалась от получения квартиры по соцнайму. Мы поехали в МФЦ, проверили там учетную карточку, на которую ссылался ДГИ, в учетной карточке таких записей нет. Возможно, речь идет о другой учетной карточке, находящейся в самом ДГИ, мы будем разбираться с этим. Но то, что ДГИ (тогда Департамент жилищной политики) не выполнил закон и не оформил договор соцнайма – это, конечно, нарушение не жителей, а чиновников.

Оцените статью
Решаем Жилищные споры и нетолько