Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письма Федерального казенного учреждения (далее — Учреждение) по вопросу передачи капитальных вложений по объектам, созданным в рамках реализации ФЦП, переданным в муниципальную собственность без оформления передачи затрат, произведенных в строительство указанных объектов (далее — Письма), и в части своей компетенции сообщает.
Письмо Минфина России от 20 июля 2021 г. N 02-06-10/51376 О передаче капитальных вложений по объектам, созданным в рамках реализации ФЦП, переданным в муниципальную собственность без оформления передачи затрат, произведенных в строительство указанных объектов
Кроме того, сообщаем, что списание на финансовый результат капитальных вложений, подлежащих включению в стоимость Объектов, в том числе переданных в муниципальную собственность, Инструкцией N 157н и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2021 N 162н, не предусмотрено.
Обзор документа
Вместе с тем, в бухгалтерском учете Территориальных управлений Росимущества (по областям) имущество было отражено на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» как вновь принятое, а не через счета расчетов, что противоречит положениям Инструкции N 157н.
Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2021 № 162н, а также в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2021 № 183н.
Отражение в учете передачи НФА
при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) — по дебету счета 040120241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010121410-010128410, 010131410-010138410, 010141410-010148410) — по балансовой стоимости объекта учета» (п. 12);
- цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта. Также должны указываться наименование объекта, его мощность, стоимость, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения;
- права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, по заключению и исполнению от лица органа-учредителя государственных (муниципальных) контрактов;
- ответственность БУ или АУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
- право органа-учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий соглашения о передаче полномочий;
- обязанность БУ или АУ по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как получателя бюджетных средств.
На основании заключенного соглашения в органе Федерального казначейства (финансовом органе) учредителю открывается лицевой счет получателя бюджетных средств по переданным полномочиям. На этом счете и учитываются операции по осуществлению бюджетных инвестиций.
Бюджетные инвестиции
Нормативно-правовая база, определяющая особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, с начала 2021 года значительно обновилась. Вступили в силу поправки БК РФ, принят ряд постановлений Правительства РФ, внесены изменения в другие нормативные акты, регулирующие процесс осуществления капвложений. Каковы теперь условия получения целевых средств на строительство и приобретение объектов недвижимости? Что следует учесть учреждениям физкультуры и спорта при расходовании этих средств?
Правовая основа изменений
Существенным является еще один момент. Бюджетному (автономному) учреждению физкультуры и спорта, которому переданы полномочия государственного или муниципального заказчика, необходимо заключать государственный (муниципальный) контракт от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя. На это Минфин и Федеральное казначейство неоднократно указывали в своих письмах (см., например, п. 4.1.1 Письма Минфина РФ № 02‑02‑005/58618, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-897от 31.12.2021 (далее – Совместное письмо)).
Заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.05.2021 № 563.
Особенности размещения закупок на строительство недвижимости.
При этом эксплуатационные расходы учреждения, связанные с содержанием указанных объектов в период прохождения государственной регистрации вещных прав, признаются расходами учреждения текущего финансового года.
О применении бюджетной классификации по расходам на строительство.
на реконструкцию объектов коммунального назначения (котельная, инженерные сети), находящихся в оперативном управлении учреждений образования, здравоохранения, культуры, подлежат отражению по соответствующему подразделу разделов 0700 «Образование», 0900 «Здравоохранение», 0800 «Культура, кинематография», в рамках которого отражаются расходы учреждения на оказание соответствующих услуг (наибольший объем услуг, в случае если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы на которые отражаются по различным разделам и подразделам классификации расходов бюджетов).
В соответствии с пунктом 276 приказа Минфина России от 1 декабря 2021 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждениями (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предусмотрен счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты».
Передача затрат между бюджетными учреждениями
Далее по кнопке «Принять к учету» в документе «Безвозмездное поступление ОС и НМА» будет открыта форма обработки «Формирование принятия к учету ОС«.
Обработка «Формирование принятия к учету» предназначена для группового формирования документов «Принятие к учету ОС и НМА» по количеству строк в исходном документе «Безвозмездное поступление ОС и НМА«. Поэтому в обработке следует оставить столько строк, сколько объектов принимается к учету. Рекомендуем оставить строки с указанием количества объектов. (Рис.4)
Принятие к учету ОС при безвозмездном получении капитальных вложений по нескольким КПС, видам затрат
У казенного учреждения на счете 106.11 «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества» учитывается проектно-сметная документация на реконструкцию объекта недвижимого имущества, находящегося на балансе ГРБС, которому учреждение подведомственно. Реконструкция объекта осуществляется ГРБС. В настоящий момент реконструкция объекта завершается, ГРБС требует передать на баланс данные капитальные вложения. Какой порядок передачи от казенного учреждения учредителю данных капитальных вложений? Какими документами и проводками оформляется данная операция? И нужно ли оформлять эту передачу через Территориальное управление Росимущества в г. Москве?
После этого ДУМИ в установленном порядке оформит Распоряжение о закреплении на праве оперативного управления недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества и (или) движимого имущества, приобретенного за счет бюджетных средств.
Порядок приема-передачи имущества учреждений
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом МБУ и МАУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о бюджетных и автономных учреждениях.
Порядок списания имущества учреждений
Муниципальные автономные, бюджетные и казенные учреждения города Екатеринбурга выступают ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления и заключают договоры безвозмездного пользования муниципальным недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, с согласия Учредителя и ДУМИ в порядке, установленном Положением о безвозмездном пользовании.
При изменении места государственной регистрации учреждения записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие такие изменения, направляются в установленный срок в территориальный орган Росимущества в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано учреждение.
Согласно п. 19 Инструкции N 162н при безвозмездной передаче нефинансовых активов ранее начисленная амортизация отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (0 104 11 410 — 0 104 13 410, 0 104 15 410, 0 104 18 410, 0 104 31 410 — 0 104 38 410, 0 104 39 420) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» (0 304 04 310, 0 304 04 320) (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета), счетов 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям), 0 401 20 242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций», 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов).
Внесение сведений в реестр
- карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно Приложению 1 к Положению N 447;
- документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию (им, как правило, является орган-учредитель), и бюджетное (автономное) учреждение должны подписать соглашение. В силу п. 4 ст. 78.2 БК РФ оно также может быть заключено в отношении нескольких объектов и помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения должно содержать, в частности, следующие положения:
I. Перечисление денег в доход бюджета. Полагаю, речь идет о возвращенной дебиторке прошлых лет, другого предположить не могу, т.к. неизрасходованные до конца 2021г бюджетные средства уходили в бюджет без участия получателей ЛБО. В принципе, дебиторку положено было сразу возвращать на л/с распорядителя, по справке от подведомственного учреждения по дебиторской задолженности по бюджетным средствам по состоянию на 01.01.2021, но, положим, дебиторка (например возмещение от ФСС) вернулась на л/с подведомственного. Это не есть гуд, поскольку при передаче по справке схема была красивой:
1. Дт 4.401.30.000 — Кт 4.303.05.730 100-00 — БУ формирует задолженность по перечислению в доход бюджета в входящими остатками в балансе
2(а). Дт 4.303.05.830 — Кт 4.303.02.730 (4.205.ХХ.560, 4.209.ХХ.560 и т.д.) 100-00 — БУ передает распорядителю Справку по задолженности
2(б). Дт 1.303.02.830 (1.205.ХХ.560, 1.209.ХХ.560 и т.д. — Кт 1.303.05.730) 100-00 КУ зачисляет на баланс переданную от БУ задолженность.
3. Дт 1.210.02.130 — Кт 1.303.02.730 (1.205.ХХ.560, 1.209.ХХ.560 и т.д.) 100-00 КУ зачисляет в доход бюджета возвращенную задолженность.
Так было бы, если бы БУ отдавало дебиторку, а не деньги. Но если передаются деньги (которые зачислены, скорее всего, на ПД), тогда, полагаю, надо поступать так:
1(а). Дт 2.303.05.830 — Кт 2.201.11.610 100-00 — БУ перечисляет ден.средства распорядителю
1(б). Дт 2.401.10.130 — Кт 2.303.05.830 100-00 — БУ закрывает задолженность по перечислению в доход бюджета; проблемный момент здесь КОСГУ дохода, по логике должен быть 180, но КБК дохода бюджета — ППП 113 03010010000 130 , это-то и удерживает меня от 180-го.
2(а). Дт 1.210.02.130 — Кт 1.303.05.730 100-00 — КУ перечисляет деньги в доход бюджета
2(б). Дт 1.303.05.830 — Кт 1.401.10.130 100-00 — КУ начисляет доход как администратор доходов бюджета.
Передачи между бюджетными и казенными учреждениями
В казенном учреждении было списано здание, которое пришло в негодность в результате стихийного бедствия, его балансовая стоимость составляет 4 500 000 руб., начисленная на момент разрушения амортизация равна 3 000 000 руб.
Отсутствие договора о предоставлении субсидий истцу не может являться основанием для отказа в иске о возмещении убытков в результате незаконных действий органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов».
1) в обосновании распространения на субсидии на капитальные вложения понятия бюджетных инвестиций, содержащегося в абз. 33 ст. 6 БК РФ (ранее уже был сделан акцент на содержательной возможности такого подхода). Данное обоснование с высокой степенью риска столкнется в практике как минимум налоговых органов с возражением, существо которого будет сводиться к разделению законодателем субсидий на капитальные вложения и бюджетных инвестиций на уровне конкретных норм — ст. ст. 78.2, 79 БК РФ;
Оглавление
Судебной практике известны случаи, когда в случае непредоставления субъектам предпринимательской деятельности субсидий организации и индивидуальные предприниматели вынуждены обращаться к публично-правовым образованиям с исками о возмещении убытков. Так, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2021 г. по делу N А55-22796/2021 сделан следующий вывод: «Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению лицу в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.